Аналитический обзор проблем стратегического планирования на предприятиях Донецкой Народной Республики
Ключевые слова:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, КРИЗИСНЫЕ СИТУАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ, ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯАннотация
Реализация любых концептуальных подходов к стратегическому планированию в условиях кризисных ситуаций не может осуществляться без аналитического обзора его проблем. При этом, следуя логике исследования, согласно которой структура и содержание концептуального подхода рассматривается в качестве системы, в том числе в сочетании направлений ее развития (системно-структурного, системно-целевого, системно-мультипликационного, системно-ресурсного), целесообразным является выделение проблем в рамках каждого из них. Такой подход позволит не только детально исследовать современное состояние стратегического планирования, но и предопределить его специфические особенности с учетом реалий ведения предпринимательской деятельности в Донецкой Народной Республике.
В ходе исследования установлено, что проблемы стратегического планирования на предприятиях сервиса и торговли Донецкой Народной Республики обусловлены как отсутствием комплексных подходов к организации процесса стратегического планирования, так и к его методическому обеспечению. При этом решение данных проблем должно быть связано с разработкой механизма стратегического планирования, реализация которого должна предполагать не только четкое выделение последовательных этапов, но формировать устойчивую взаимосвязь между ними, в т. ч. посредством бюджетирования. Указанные проблемы также являются прямым следствием отсутствия регламентации процесса стратегического планирования, тем более в условиях кризисных ситуаций.
Результаты проведенного аналитического обзора проблем стратегического планирования на предприятиях региона свидетельствуют о недостаточном внимании предприятий сервиса и торговли Донецкой Народной Республики к их решению. Несмотря на определенную гибкость предприятий в вопросах размеров бюджетов стратегического планирования, ряд проблем организационно-методической направленности требует скорейшего решения, определяя тем самым логику дальнейших исследований. Однако для этого необходимой является прежде всего оценка состояния стратегического планирования на отечественных предприятиях сервиса и торговли.
Библиографические ссылки
Ангелина, И. А. Концептуальный подход к стратегическому планированию в условиях кризисных ситуаций / И. А. Ангелина, Я. С. Мусацкая // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». – 2019. – Вып. 16. – С. 6–19.
Агеева, И. Н. Исследование процессов стратегического планирования на пищевых предприятиях / И. Н. Агеева, М. Д. Милева // Экономика пищевой промышленности. – 2010. – № 1. – С. 20–23.
Квасний, Л. Г. Стратегическое и тактическое планирование деятельности предприятия как основные составляющие механизма обеспечения экономической безопасности / Л. Г. Квасний, А. Н. Попивняк,
А. Я. Щербань // Научный вестник Николаевского государственного университета имени В. А. Сухомлинского. Серия: Экономические науки. – 2015. – № 1. – С. 48–53.
Ибрагимов, Э. Эффективное стратегическое планирование на основе системного подхода / Э. Ибрагимов // Экономический анализ. – 2012. – Т. 10(3). – С. 274–276.
Никитина, Д. В. Проблемы стратегического планирования деятельности современного предприятия / Д. В. Никитина // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 55-1. – С. 75–80.
Карданова, Л. И. Проблемы развития системы стратегического планирования в деятельности газотранспортного предприятия / Л. И. Карданова, В. А. Васильев // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2013. – № 15. – С. 212–217.