https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/issue/feed Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute 2025-05-27T11:26:28+00:00 Курган Наталья Федоровна vestnik-adi@adidonntu.ru Open Journal Systems <p>Международный научно-технический журнал, в котором публикуются научные статьи по следующим научным специальностям:</p> <p><em>2.1.5. Строительные материалы и изделия</em></p> <p><em>2.1.7. Технология и организация строительства</em></p> <p><em>2.1.8. Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей</em></p> <p><em>2.9.1. Транспортные и транспортно-технологические системы страны, ее регионов и городов, организация производства на транспорте</em></p> <p><em>2.9.4. Управление процессами перевозок</em></p> <p><em>2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта</em></p> <p><em>2.9.8. Интеллектуальные транспортные системы</em></p> <p><em>2.9.9. Логистические транспортные системы</em></p> <p><em>5.2.1. Экономическая теория</em></p> <p><em>5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике</em></p> <p><em>5.2.3. Региональная и отраслевая экономика</em></p> <p><em>5.2.4. Финансы</em></p> <p><em>5.2.6. Менеджмент</em></p> <p>Журнал включен в национальную библиографическую базу данных научного цитирования РИНЦ (Дополнительное соглашение № 1-1 от 11.05.2017 г. к Договору <br />№ 427-07/2013 от 23.07.2013 г.)</p> <p>ISSN: 1990-7796</p> <p>eISSN: 3034-4441</p> https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/484 Средства индивидуальной мобильности как инновационное транспортное экорешение для городов 2025-05-27T07:57:37+00:00 Е. С. Сытник ess007@bk.ru В. В. Борисов vlad-borisov02@mail.ru Д. Р. Федоров ess007@bk.ru А. В. Васильченко vav.21@bk.ru Н. А. Романько ess007@bk.ru <p>Проведено исследование средств индивидуальной мобильности (СИМ) как перспективного и экологически ориентированного решения транспортных проблем в городах РФ. Рассмотрены ключевые преимущества СИМ, включая их компактность, экологичность и возможность эффективной интеграции в городскую транспортную систему. Обозначены основные трудности, которые ограничивают использование СИМ в городах, включая <br>недостаток специализированной инфраструктуры, низкий уровень правового регулирования и осведомленности населения о безопасной эксплуатации СИМ.<br>Предложен подход интеграции СИМ в транспортную систему городов, включающий развитие специализированной инфраструктуры, совершенствование нормативно-правовой базы, популяризацию и реализацию образовательных программ, а также экологические инициативы и меры по утилизации изношенных устройств. Внедрение СИМ в городах РФ способно не только улучшить экологическую ситуацию и развитие транспортной инфраструктуры, но и гармонично впишется в глобальные тренды экоповестки, открывая новые возможности для устойчивого развития городской среды.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/489 Оценка эксплуатационной надежности легковых автомобилей китайских брендов, эксплуатирующихся на дорогах Российской Федерации 2025-05-27T08:21:39+00:00 И. Ф. Воронина voronina.adi@mail.ru Ф. М. Судак fmsudak@mail.ru Д. О. Чмутов voronina.adi@mail.ru П. С. Ильичёв voronina.adi@mail.ru <p>В последние годы российский автомобильный рынок переживает значительные изменения, обусловленные введением международных санкций и приостановкой поставок автомобилей западных и южнокорейских брендов. В ответ на это китайские автопроизводители значительно увеличили свое присутствие в стране. Китайские <br>легковые автомобили, такие как Haval, Chery и BYD, становятся все более популярными среди российских <br>потребителей, что требует детальной оценки их эксплуатационной надежности, особенно в условиях холодного климата и различных дорожных условий.<br>В статье проанализирована эксплуатационная надежность китайских автомобилей в условиях российских дорог и климата. Основное внимание уделено выявлению ключевых факторов, влияющих на долговечность и безотказность этих автомобилей.<br>Определены текущие проблемы, связанные с качеством сборки, техническим обслуживанием и ремонтопригодностью китайских автомобилей, а также сформулированы рекомендации по улучшению их эксплуатационных характеристик при условиях эксплуатации в Российской Федерации.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/490 Методика определения показателей надежности автомобилей при проведении эксплуатационных испытаний в условиях низких температур 2025-05-27T08:37:44+00:00 И. Ф. Воронина voronina.adi@mail.ru Ф. М. Судак fmsudak@mail.ru Н. К. Ярошук voronina.adi@mail.ru <p>Эксплуатационная надежность автотранспортных средств напрямую зависит от климатических условий. При работе в северных регионах возрастает риск отказов, особенно в системе пуска, электропитании и пневматике. В работе представлена методика оценки надежности автомобилей KAMAZ-65222-38, основанная на наблюдениях за их эксплуатацией в зимний период. Проведено распределение отказов по температурным диапазонам, выявлены ключевые узлы, подверженные влиянию экстремальных температур. Предложен показатель – коэффициент температурной чувствительности отказов (<em>К<sub>ТЧ</sub></em>), позволяющий количественно оценить влияние температурного фактора. Полученные данные могут быть использованы для уточнения регламентов технического обслуживания и разработки практических рекомендаций по эксплуатации автомобильной техники в условиях Крайнего Севера.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/491 Оценка уровня загрузки движением двухполосных перегонов улиц с учетом скорости движения и состава транспортного потока по полосам движения 2025-05-27T08:50:44+00:00 Н. А. Соколова natawyna@yandex.ru Т. В. Беляева tanya979067@gmail.com <p>Существующие методы и методики оценки пропускной способности автомобильных дорог и уровня их загрузки движением имеют ряд недостатков. Основными из них являются: определение пропускной способности и уровня загрузки в целом на проезжей части, а не по полосам движения; состав транспортного потока, если и учитывается, то без учета его распределения по видам транспортных средств по полосам движения на проезжей части; скорость транспортного потока, которая учитывается в методах, определяется как средняя для всего транспортного потока, в то время как по крайней правой полосе движение транспортных средств осуществляется с меньшими скоростями.</p> <p>В работе уровень загрузки дороги движением предложено оценивать как для всего участка перегона по двум полосам, так и в отдельности для каждой полосы движения. Предложен и экспериментально подтвержден метод оценки уровня загрузки дороги движением на двухполосных перегонах улиц с учетом состава транспортного потока и скоростей движения по каждой полосе. Разработана методика его применения на практике.</p> <p>Также рекомендованы мероприятия, которые позволят повысить пропускную способность перегонов <br>городских улиц с двумя полосами движения с учетом полученных значений уровня загрузки движением как всего участка дороги, так и отдельных полос движения проезжей части. Выбор мероприятия базируется на анализе факторов и дорожных условий, которые способствуют повышению пропускной способности перегона и снижению уровня загрузки дороги движением.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/492 Современные решения в области безопасности дорожного движения на примере ИТС СПРУТ 2025-05-27T09:03:05+00:00 Н. В. Юшков nik.yushkov.97@mail.ru М. Р. Грошева grosheva-mari@bk.ru <p>Рассмотрены современные технологии интеллектуальных транспортных систем наиболее развитых стран мира. На примере ИТС СПРУТ описано уникальное решение полного исключения дорожно-транспортных <br>происшествий на дорогах. Указаны факторы и особенности применения ИТС СПРУТ на российский дорогах. Представлены примерные сроки внедрения рассмотренной технологии. Отмечены преимущества и недостатки ИТС СПРУТ при использовании на улично-дорожных сетях России.<br>К преимуществам необходимо отнести:<br>1) предотвращение возможности возникновения дорожно-транспортных происшествий путем своевременного выявления нарушений и предупреждения водителей;<br>2) улучшение организации движения;<br>3) оптимизация трафика;<br>4) автоматизированный сбор данных для разработки стратегических решений по эффективному управлению дорожным движением.<br>Недостатки данной технологии связаны с:<br>1) высокой стоимостью. Внедрение ИТС СПРУТ требует значительных финансовых затрат на установку оборудования, настройку программного обеспечения и обучение персонала;<br>2) необходимостью постоянного обслуживания. Система требует регулярного технического обслуживания, что также требует дополнительных затрат и привлечения квалифицированных специалистов;<br>3) зависимостью от внешних факторов;<br>4) зависимостью работы системы от качества интернета и электричества, а также от уровня технической подготовки обслуживающего персонала. В отдаленных регионах это может быть серьезным ограничением;<br>5) хакерскими атаками.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/496 Методика расчета тарифа на городские автобусные перевозки с учетом качества обслуживания пассажиров и комфортности подвижного состава 2025-05-27T09:55:38+00:00 С. А. Легкий LegkiySA@mail.ru Д. В. Луценко lvd.37@mail.ru <p>Актуальность проблемы научного обоснования методики расчета тарифа на городские автобусные <br>перевозки с учетом качества обслуживания пассажиров и комфортности подвижного состава обусловлена тем, что современные рыночные условия диктуют новые подходы к тарифной политике и тарифообразованию на услуги пассажирского автомобильного транспорта. В условиях жесткой конкуренции в качестве основного фактора конкурентоспособности предприятий выступают не только тариф за перевозку, но и качество обслуживания пассажиров, а также комфортность автобусов, осуществляющих перевозки. При прочих равных условиях и одинаковых тарифах пассажиры выберут для перемещения тот маршрут, где комфортность автобусов выше и выше и качество обслуживания пассажиров.<br>Анализ существующих методик расчета тарифов на городские автобусные перевозки показал, что наибольшее распространение при определении тарифов получили методики, основанные на учете плановых затрат и плановой прибыли, необходимой для развития перевозчика. Преимуществом этих методик расчета тарифов является простота расчета тарифов, предопределенная наличием необходимой справочно-нормативной документации и данными о собственных затратах предприятий. Кроме этого, к преимуществу методик необходимо отнести учет объема перевозок пассажиров при расчете тарифа, который определяется на основании обследования пассажиропотоков на маршрутах на настоящий период времени. Недостатки данных методик заключаются в возможности включения в тариф множества необоснованных затрат перевозчика, которые будут оплачивать пассажиры; отсутствии методики определения плановой годовой прибыли от предоставления услуг; отсутствии учета в тарифе показателей качества обслуживания пассажиров и комфортности используемых на маршрутах автобусов.<br>Анализ существующих методик расчета тарифов на городские автобусные перевозки, выявление их преимуществ и недостатков, позволили предложить методику расчета тарифов на городские автобусные перевозки с учетом качества обслуживания пассажиров и комфортности подвижного состава. Предлагается устанавливать рентабельность перевозок в зависимости от класса комфортности автобусов и уровня качества <br>обслуживания пассажиров, основой которого послужили нормативы этого качества (уровень и интегральный коэффициент качества перевозки пассажиров).<br>Использование предлагаемой методики позволит предприятиям, осуществляющим городские автобусные перевозки, рассчитывать экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров, учитывающие качество обслуживания пассажиров и класс комфортности автобусов, что позволит им повысить уровень своей конкурентоспособности, увеличить долю рынка, получить положительные финансовые результаты и экономическую стабильность. Предлагаемая методика может применяться для расчета тарифов на перевозку пассажиров в других видах сообщения или для других видов пассажирского транспорта с учетом специфики действующих в их отрасли норм расходов материальных и энергетических ресурсов, ставок, налогов и сборов.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/498 Формирование тарифной стратегии услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси 2025-05-27T10:11:08+00:00 С. А. Легкий LegkiySA@mail.ru Я. С. Лагута korastelev.2019@mail.ru <p>Актуальность проблемы формирования тарифной стратегии услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси обусловлена тем, что с момента перехода к рыночным отношениям произошли серьезные изменения на рынке транспортных услуг. Эти изменения заключаются в сокращении количества крупных автотранспортных предприятий и появлении большого количества мелких, и, как следствие, усилении конкуренции. Такие условия порождают проблему принятия руководством предприятий автомобильного транспорта стратегических решений по установлению величины и динамики изменения тарифов на перевозку пассажиров.<br>Анализ существующих подходов к разработке тарифной стратегии предприятий позволил сделать вывод, что в настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению относительно состава, последовательности и содержания этапов формирования тарифной стратегии как элемента стратегии маркетинга. Одни ученые предлагают процессы ее формирования с нелогичной последовательностью ее этапов и с отсутствием наглядности. Другие предлагают более совершенные процессы формирования с представлением их наглядности, но с некоторой нелогичностью последовательности ее этапов.<br>На основании результатов анализа существующих подходов к разработке ценовой стратегии предприятий разработан процесс формирования тарифной стратегии услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси, который, в отличие от существующих, интегрирует в процесс формирования тарифной стратегии процесс разработки и выбора тарифной тактики как элемента, позволяющего поддержать определенный уровень сбыта до момента внедрения новой, более эффективной тарифной стратегии.<br>Использование предлагаемого процесса формирования тарифной стратегии на предприятиях пассажирского таксомоторного автомобильного транспорта дает возможность рассчитывать на перспективу экономически обоснованные тарифы, позволяющие учитывать все основные рыночные факторы. Использование этих тарифов позволит предприятиям повысить уровень своей конкурентоспособности, получить желаемую прибыльность. Предложенный процесс формирования тарифной стратегии можно использовать для формирования тарифной стратегии других видов пассажирского транспорта с учетом существующей в их отрасли специфики действующих норм расходов материальных и энергетических ресурсов, обязательных платежей в бюджет.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/514 Объектная модель системы оценки кредитного риска банка 2025-05-27T11:02:33+00:00 В. Л. Николаенко nikvl1951@yandex.ru Д. О. Синявский nikvl1951@yandex.ru С. С. Лесняк nikvl1951@yandex.ru <p>Операции кредитования являются приоритетным направлением в деятельности банков. Динамика <br>величины кредитного портфеля банков свидетельствует о растущем спросе на кредиты у субъектов хозяйственной деятельности и стремительном увеличении объемов кредитования потребностей экономики.<br>Статистические исследования позволяют говорить о положительных тенденциях как в росте объемов кредитования, так и об увеличении доли предоставленных коммерческими банками кредитов экономическим субъектам.<br>В то же время кредитование характеризуется высоким уровнем риска. Так, одной из самых весомых причин финансовых убытков и банкротства банковских учреждений является невозврат кредитов.<br>Результатом исследования явилась разработка фрагментов объектной модели системы оценки кредитного риска банка, представленных в виде графических проекций – диаграмм прецедентов, классов, последовательностей событий сценариев, кооперации объектов, состояний, деятельности – допускающих, на основе CASE-технологии, автоматизацию управления процессом купирования опасных заемщиков кредита.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/493 Оценка эксплуатационного состояния автодорожных мостов Донбасса 2025-05-27T09:15:06+00:00 Л. Н. Морозова most_ln@mail.ru В. В. Пархоменко viktor-parkhomenko88@rambler.ru Н. А. Миронов most_ln@mail.ru <p>&nbsp;В данной статье выполнен анализ методик оценки эксплуатационного состояния автодорожных мостов.<br>&nbsp;Рассмотрены виды технического состояния в каждой из методик, система оценок технического состояния, дано понятие технического состояния мостов, этапы его прогнозирования, оценена сложность и соответствие каждой из методик основным потребительским свойствам, предъявляемым к мостам, а также возможность <br>использования их при определении фактического эксплуатационного состояния автодорожных мостов Донбасса.<br>&nbsp;Оценка эксплуатационного состояния автодорожных мостов по российской методике имеет более полный, широкий охват и обеспечивает потребительские свойства мостовых сооружений. Ее результаты используются для более полного обоснования и определения эксплуатационного состояния мостов. Расчет грузоподъемности по украинской методике более проще, но результатов расчета по этой методике недостаточно для более полного обоснования и определения эксплуатационного состояния мостов. Считаем, что при определении технического состояния автодорожных мостов Донбасса, которые имеют различные повреждения, на первом этапе, для <br>предварительной оценки их технического состояния целесообразно выполнить расчеты по «упрощенной схеме», но с обязательным использованием методики С. М. Коваленко.</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025 https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/495 Повышение экологической безопасности региона за счет исследования и прогноза водопритока шахт в стадии ликвидации 2025-05-27T09:43:17+00:00 В. В. Лихачева lixachova@mail.ru М. В. Новиков maksim.novikov.0207@mail.ru А. В. Погребной a.v.pogrebnoj@e.adidonntu.ru <p>Рассматриваются вопросы повышения экологической безопасности регионов, подвергшихся воздействию разработки угольных запасов и последующей ликвидации шахт. Проведение исследований и прогнозирование водопритока в условиях закрытия шахт позволяет предвидеть возможные экологические риски, связанные с подтоплением и загрязнением подземных вод.<br>Существующие методы и научные принципы организации гидрогеоэкологического мониторинга, а также прогнозный анализ геофильтрационных и миграционных процессов водопритока при ликвидации горнодобывающих предприятий остаются недостаточно разработанными. Именно поэтому исследование и прогнозирование водопритока шахт в стадии ликвидации являются актуальными для повышения экологической безопасности региона.<br>Прогнозные водопритоки в горные выработки горизонтов шахт рассчитаны с применением метода аналогий. За основу расчета берутся фактические водопритоки в шахты-аналоги. Расчет прогнозных притоков воды выполнен на примере шахты «Кочегарка» (г. Горловка). В качестве шахты-аналога принята шахта «Кочегарка», которая работала на горизонте 970 м с 1985 г. по 1994 г.<br>Прогнозирование водопритока ликвидируемых шахт позволяет комплексно понять проблему повышения экологической безопасности региона, что является важным шагом для обеспечения устойчивого развития и защиты окружающей среды (например, для прогноза возможной замены пресных вод на шахтные; для верного определения мощности вводимых в эксплуатацию водоотливных комплексов и т. д.).</p> 2025-05-27T00:00:00+00:00 Copyright (c) 2025