Модели измерения ценности в системе стратегического управления устойчивым развитием предпринимательской структуры
Ключевые слова:
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СТРУКТУРА, ЦЕННОСТЬ, ИЗМЕРЕНИЕ ЦЕННОСТИ, МОДЕЛЬ, ВЕКТОР-ФУНКЦИЯ, МУЛЬТИПЛИКАТОР, СОВМЕСТНОЕ СОЗДАНИЕ ЦЕННОСТИАннотация
Рассмотрена сущность понятия «ценность», и аргументирована взаимосвязь ценности и устойчивого развития предпринимательской структуры. Основываясь на результатах исследования роли ценностей в развитии социально-экономических систем, обосновано, что центральным элементом современных экономических систем является потребитель. Фокусируя внимание на взаимосвязи устойчивости бизнеса и потребительской ценностью обосновано, что управление устойчивым развитием предпринимательской структуры может быть эффективным, только если менеджмент ориентируется в принятии стратегических решений на единый целевой количественный показатель – рост ценности бизнеса как для владельцев, так и для других категорий заинтересованных сторон. Исследованы позиции ученых относительно элементов потребительской ценности. Обосновано, что измерение ценности усложняется тем, что восприятие потребителями ценности одного и того же товара на разных рынках может существенно отличаться.
С целью понимания природы создаваемой ценности рассмотрена двухфакторная модель восприятия объектной ценности, которая наглядно демонстрирует, что полнота актуальных материальных свойств объекта вызывает у потребителя чувство удовлетворения, а их недостаток снижает его или приводил к неудовлетворению. Исследованы методические основы формирования моделей измерения ценности в предпринимательских структурах измерения ценности в системе устойчивого развития предпринимательской структуры: аддитивная и мультипликативная модели потребительской ценности, модель измерения свойств объектной ценности, модель измерения социальной ценности в бизнес-моделях совместного использования.
Обобщение подходов к измерению ценности позволило установить, что ценность, генерируемая предпринимательской структурой, является конечным результатом, а используемые для этого процессы являются средством их достижения; процесс создания (наращивания) ценности является неразрывной цельностью цепи, начиная от стратегического замысла к его практическому воплощению.
Библиографические ссылки
Безгин, К. С. Управление процессом создания ценности на предприятии: полисубъектность и коллаборация : монография / К. С. Безгин. – Харьков : НТМТ, 2015. – 288 с.
Миголь, Е. В. Концепция совместного создания ценности и трансформация бизнес-модели: особенности компаний, отличных по типу производства и экономического взаимодействия / Е. В. Миголь // Финансы: теория и практика. – 2018. – № 22(2). – С.160–170.
Николаев, А. М. Предприятие как система создания ценности / А. М. Николаев. – Текст : электронный // Энциклопедия маркетинга : [интернет-проект]. – URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-mm/tactics/value_engineering.htm (дата обращения: 15.01.2022).
Сазанова, С. Л. Ценности хозяйственной деятельности как основание социально-экономических систем / С. Л. Сазанова // Вестник университета. – 2016. – № 1. – С. 257–262.
Степнов, И. М. Измерение ценности в бизнес-моделях совместного использования / И. М. Степнов, Ю. А. Ковальчук // Управленец. – 2020. – Т.11, № 5. – С. 58–69.
Трефилова, И. Н. Эволюция цепочек и создание сетевой ценности / И. Н. Трефилова, В. Е. Прокопцов // Инновационная наука. – 2015. –
№ 12. – С. 291–295.
Урсул, А. Д. Стратегия устойчивого развития в контексте глобализации / А. Д. Урсул, И. В. Ильин, В. А. Лось // Вестник Московского университета. Серия 27 «Глобалистика и геополитика». – 2015. – № 1–2. – С. 49–65.
Яковлева-Чернышева, А. Ю. Теоретические аспекты процесса управления устойчивым развитием предпринимательской организации /
А. Ю. Яковлева-Чернышева // Гуманизация образования. – 2015. – № 1. – С. 56–62.
Christensen, C. The Innovator’s Dilemma: Тhe Revolutionary Book that Will Change the Way You Do Business / С. Christensen. – Cambridge : Collins, 2011. – 296 р.
Lawrence, J. Sustainability as Opportunity: Unilever’s Sustainable Living Plan / J. Lawrence, A. Rasche, K. Kenny // Managing Sustainable Business An Executive Education Case and Textbook ; edited by G. G. Lenssen, N. C. Smith – Dordrecht : Springer Science+Business Media B. V. – 2019. – С. 435–455.
Designing Business Models for Value Co-Creation / K. Storbacka, Р. Frow, S. Nenonen, A. Payne // Toward a Better Understanding of the Role of Value in Markets and Marketing. – 2015. – № 9. – С. 51–78.
Vargo, S. On A Theory of Markets and Marketing: From Positively Normative to Normatively Positive / S. Vargo, // Australasian Marketing Journal (AMJ). – 2007. – № 15(1). – С. 53–60.
Zott, C. Business Model Design: An Activity System Perspective / С. Zott, R. Amit // Long Range Planning. – 2010. – № 43(2–3). – С. 216–226.
Салимова, Т. А. Инструментарий оценки устойчивого развития организации / Т. А. Салимова, Д. Д. Гудкова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2017. – Т. 10, № 5. – С. 151–160.
Шмигин, И. Философия потребления / И. Шмигин ; перевод с английского. – Харьков : Гуманитарный центр, 2009. – 304 с.
Романов, В. Н. Системный анализ для инженеров / В. Н. Романов. – Санкт-Петербург : СЗГЗТУ. – 2006. –186 с.
Galvagno, M. Theory of value co-creation: a systematic literature review / M. Galvagno, D. Dalli // Managing Service Quality: An International Journal. – 2014. –№ 24(6). – С. 643–683.