Разработка инструментария формирования и оценки компетенций управленческого персонала в современной организации
Ключевые слова:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ, ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, АГРЕГИРОВАННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ, ВЕРБАЛЬНАЯ ОЦЕНКААннотация
Оценка компетенций управленческого персонала является важной составляющей повышения эффективности деятельности современной организации. Сегодня актуальна потребность в комплексных и всесторонних методах к оценке компетенций управленческих кадров. Поэтому современные подходы, обеспечивающие объективную оценку компетенций топ-менеджмента, должны непрерывно развиваться и совершенствоваться.
Большой практический интерес в этой связи представляют модели компетенций, разработанные ведущими корпорациями. Анализ показал, что наибольшие возможности для определения уровня компетенций управленческих кадров организации обеспечивает модель «20 граней», разработанная британской компанией A&DC. Ее отличительными чертами являются небольшое количество групп и понятных компетенций в их составе, что упрощает процесс оценки компетенций работников.
С целью разработки эффективного инструментария для оценки компетенций руководителей высшего уровня иерархии, в статье определены направления адаптации модели «20 граней» к требованиям оценки компетенций топ-менеджеров, а именно: необходимость оценки компетенций, характеризующих уровень владения руководителями навыками по специальности и профилю деятельности; целесообразность дифференциации требований к профессиональным компетенциям функциональных и линейных топ-менеджеров; целесообразность учета личной системы стимулов и мотиваторов топ-менеджера к эффективной деятельности.
Переход от качественной к количественной шкале оценки компетенций руководителей предложено осуществлять путем присвоения вербальным оценкам степени соответствующих баллов и расчета агрегированного показателя уровня развития компетенций топ-менеджеров организации.
Адаптированная с учетом предложенных рекомендаций модель «20 граней» может рассматриваться как удобный и понятный инструмент оценки уровня развития компетенций руководителей организации.
Библиографические ссылки
Давыдова, Л. А. Современный инструментарий аналитических оценок в сфере управления персоналом / Л. А. Давыдова, О. Л. Дариенко, Е. Ю. Руднева // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты : материалы IX Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Ч. 1, Горловка, 29 марта 2024 года. – Горловка : ДонНТУ, 2024. – С. 203–209.
McClelland, D. C. How Do Self-attributed and Implicit Motives Differ? / D. C. McClelland, R. Koester, J. Weinberger // Psychological Review. – 1989. – № 96. – P. 690–702.
McClelland, D. C. Testing for Competence Rather Than for «Intelligence» / D. C. McClelland // American Psychologist. – 1973. – Vol. 28, № 1. – P. 1–14.
Спенсер, Лайл М. (мл.). Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы = Модели максимальной эффективности работы / Лайл М. Спенсер-мл., Сайн М. Спенсер ; пер. с англ. А. Яковенко. – Москва : ГИППО, 2009. – 371 с. – ISBN 978-5-91606-012-6.
Абрамова, Е. А. Создание модели компетенций для совершенствования бизнес-процессов управления персоналом / Е. А. Абрамова. – Текст : электронный // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2020. – № 4(64). – С. 8–13. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-modeli-kompetentsiy-dlya-sovershenstvovaniya-biznes-protsessov-upravleniya-personalom.
Прохорова, М. В. Сравнительный анализ методов разработки моделей компетенций / М. В. Прохорова, А. С. Ежова. – Текст : электронный // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2012. – № 2(26). – С. 63–71. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-metodov-razrabotki-modeley-kompetentsiy.
Машковцев, С. В. Использование технологий компании SHL для работы с поведением сотрудников в организации / С. В. Машковцев. – Текст : электронный // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. – 2006. – № 3. – С. 41–45. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-tehnologiy-kompanii-shl-dlya-raboty-s-povedeniem-sotrudnikov-v-organizatsii.
Петрова, А. И. Внедрение и использование модели профессиональных компетенций в управлении персоналом бюджетных организаций / А. И. Петрова // Управление персоналом. Социальные измерения эффективности и качества труда. Вызовы цифровой экономики : сборник научных трудов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 56–61.
Пуляева, В. Н. Формирование модели компетенций управленческого персонала предприятия на основе принципов сервисного менеджмента / В. Н. Пуляева. – Текст : электронный // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2014. – Т. 8, № 3. – С. 69–77. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-modeli-kompetentsiy-upravlencheskogo-personala-predpriyatiya-na-osnove-printsipov-servisnogo-menedzhmenta.
Глазунова, О. В. Компетенции. Попробуем измерить?! / О. В. Глазунова, М. Ю. Кожаринов. – Текст : электронный // Исследователь/Researcher. – 2020. – № 1(29). – С. 156–189. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-poprobuem-izmerit.