Выбор рационального типа подвижного состава для работы на городских автобусных маршрутах общего пользования
Ключевые слова:
ВЫБОР АВТОБУСА, СОСТАВ ПОДВИЖНОЙ, МАРШРУТ АВТОБУСНЫЙ, МОЩНОСТЬ ПАССАЖИРОПОТОКА, КОЭФФИЦИЕНТ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ВРЕМЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯАннотация
Пассажирский транспорт является одной из ключевых систем, обеспечивающих жизнедеятельность города, поскольку его работа оказывает непосредственное влияние как на экономическую активность, так и на уровень комфорта жителей. Большинство жителей, независимо от их социального статуса и занимаемой должности, выбирают общественный транспорт для перемещения по городу. Роль общественного пассажирского транспорта в жизни практически любой страны чрезвычайно велика. Основная цель общественного транспорта в городе – предоставлять возможность жителям добираться до важных городских объектов. С ростом городов и увеличением расстояний, выходящих за пределы удобной пешей досягаемости от центра, становится крайне важным наличие городского пассажирского транспорта. Обычно пешеходная доступность ограничивается получасом ходьбы, что соответствует максимальному расстоянию в два километра. Развитие современных городов непосредственно сопровождается увеличением их территории, удалением жилых районов от мест приложения труда и, конечно же, миграцией населения в новые жилые окраины. Следствие всего этого – увеличение дальности и затрат времени на путь пассажиров от места проживания до работы, рост населения, которое использует общественный транспорт, и увеличение среднего количества поездок на одного жителя в год. Одним из способов решения данной проблемы является рассмотрение вопроса выбора рационального типа подвижного состава для работы на городских автобусных маршрутах.
С этой целью предложено осуществлять выбор типа и количества подвижного состава для работы на городских автобусных маршрутах в зависимости от времени суток. Для часа «пик» выбирается автобус большей вместимости по максимальному пассажиропотоку (автобус I вида), а во внепиковое время – автобус меньшей вместимости по среднечасовому пассажиропотоку на маршруте (автобус II вида). При таком подходе к выбору рационального типа подвижного состава для работы на городском автобусном маршруте его количество предлагается определять с использованием коэффициента распределения типа автобусов КТр. При определении количества автобусов I вида предложено принимать значение КТр = 0,6, а для автобусов II вида – КТр = 0,4. Предложенный подход к выбору рационального типа и количества подвижного состава целесообразно применять на городских автобусных маршрутах с высокой мощностью пассажиропотока.
Предложенный подход к выбору рационального типа подвижного состава для работы на городских автобусных маршрутах будет способствовать минимизации затрат времени пассажиров на передвижения и повышению уровня качества транспортного обслуживания населения города.
Библиографические ссылки
Оптимизация сетей общественного транспорта городов / С. Н. Ткаченко, А. В. Паршков, А. А. Кураксин [и др.]. – Текст : электронный // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 2(69). – С. 59–62. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-setey-obschestvennogo-transporta-gorodov/viewer (дата обращения: 02.04.2025).
Мочалин, С. М. Перспективы развития методов оптимизации маршрутных сетей городского пассажирского транспорта / С. М. Мочалин, Ю. А. Колебер. – Текст : электронный // Вестник СибАДИ. – 2019. – Т. 16, № 3(67). – С. 242–255. – URL: https://vestnik.sibadi.org/jour/article/view/879 (дата обращения: 03.04.2025).
Власов, А. А. Управление насыщенными транспортными потоками в городах : монография / А. А. Власов, Н. А. Орлов. – Пенза : ПГУАС, 2014. – 188 с. – ISBN 978-5-9282-1133-2.
Исследование пассажиропотоков и транспортной подвижности населения в городе Орле / А. Н. Новиков, С. Ю. Радченко, А. Л. Севостьянов [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2011. – № 4(35). – С. 69–77.
Кошимова, М. А. Роль и значение городского пассажирского транспорта в экономике региона / М. А. Кошимова. – Текст : электронный // Вестник КазНУ. Серия экономическая. – 2014. – № 2(102). – URL: https://articlekz.com/article/8795 (дата обращения: 04.04.2025).
Пазылидинов, И. А. Исследование и оптимизация городских автобусных перевозок на примере пассажирского автотранспортного предприятия АП-3 г. Екатерингбурга : выпускная квалификационная работа магистра ; пояснительная записка № 230403C2400600 ПЗ / И. А. Пазылидинов. – Текст : электронный. – Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина ; Институт новых материалов и технологий, 2018. – 134 с. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/60143/1/m_th_i.a.pazylidinov_2018.pdf (дата обращения: 07.04.2025).
Применение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для повышения эффективности функционирования городского общественного транспорта / А. Н. Новиков, А. Л. Севостьянов, А. А. Катунин, А. В. Кулев // Мир транспорта и технологических машин. – 2013. – № 1(40). – С. 85–90.
Никаноров, Р. О. Методы повышения рентабельности услуг на предприятиях автомобильного транспорта / Р. О. Никаноров, Л. А. Иванченко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – Т. 2, № 11. – С. 587–589.
Остапчук, В. Н. К вопросу о снижении убыточности пассажирских перевозок / В. Н. Остапчук // Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ. – 2014. – № 1(5). – С. 38–40.
Селезнева, Н. А. Затраты времени на передвижение городскими автобусными маршрутами / Н. А. Селезнева, Е. С. Еремчук // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2023. – № 3(46). – С. 7–16.
Селезнева, Н. А. Эффективное управление пассажирскими перевозками на городских автобусных маршрутах / Н. А. Селезнева, В. А. Тятых. – Текст : электронный // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты : материалы Пятой международной научно-практической конференции, Горловка, 20 марта 2020 г. В 3-х ч. Ч. 2. – Горловка : АДИ ДОННТУ, 2020. – С. 207–213. – EDN XIMWWN. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42877497 (дата обращения: 08.04.2025).