Оптимизация пользовательского интерфейса образовательной платформы для некоммерческих организаций
Ключевые слова:
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРФЕЙС, КОНВЕРСИЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА, ГЕЙМИФИКАЦИЯ, A/B-ТЕСТИРОВАНИЕ, НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ДОСТУПНОСТЬ, МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ, МУЛЬТИВОЗРАСТНАЯ АУДИТОРИЯАннотация
Систематизирован понятийно-категорийный аппарат оптимизации пользовательского интерфейса (UI) образовательных платформ, функционирующих в некоммерческом секторе. Эмпирически идентифицированы и ранжированы ключевые факторы, детерминирующие снижение конверсионных показателей: нарушение принципов доступности (включая WCAG 2.1 и возрастную эргономику), дефекты навигационной логики (законы Фиттса, гештальт-принципы) и дефицит мотивационных механизмов (теория самоопределения, самоэффективность). Разработан и теоретически обоснован комплексный механизм функционирования подсистем
UI-оптимизации, интегрирующий: 1) триангуляцию методов исследования (юзабилити-тестирование, поведенческая аналитика, A/B/X-экспериментирование); 2) динамическую сегментацию пользовательской аудитории по возрастно-когнитивным признакам (6–12, 12–17, 17–25 лет); 3) предиктивное моделирование адаптации интерфейса на основе машинного обучения (ML-модели LSTM, XGBoost с точностью до 89 %). Определены критические требования к инструментам аналитики (анализ микровзаимодействий – scroll_depth, hover_time) и дизайн-решениям (адаптивная верстка, геймификация, персонализация контента) для максимизации конверсии веб-ресурсов, обслуживающих гетерогенные по возрасту пользовательские группы.
Библиографические ссылки
Тимофеев, С. Б. Роль UX/UI-дизайна в формировании предпочтений пользователей онлайн-платформ / С. Б. Тимофеев. – Текст : электронный // Символ науки : международный научный журнал. – 2025. – № 2–1. – С. 34–41. – EDN AIFLKH. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80331561 (дата обращения: 23.07.2025).
Медяков, А. И. Геймификация: как игровые элементы привлекают пользователей к онлайн-курсам / А. И. Медяков. – Текст : электронный // Эволюционные процессы информационных технологий : сборник научных статей 11-й Международной научно-технической конференции, Москва, Бургас (Болгария), 09 января 2025 г. – Москва : Институт за хуманитарни науки, икономика и информационни технологии=Институт
гуманитарных наук, экономики и информационных наук, 2025. – С. 189–193. – EDN DJXPQE. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=80290137 (дата обращения: 23.07.2025).
Контроль вовлеченности в интерактивное взаимодействие пользователя образовательных веб-сервисов на основе анализа реакций / Е. В. Никульчев, А. А. Гусев, Н. Ш. Газанова, Ш. Г. Магомедов. – Текст электронный // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2023. – Т. 19, № 2. – С. 489–497. – EDN OWSUAV. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=65663456 (дата обращения: 23.07.2025).
Левин, С. М. Адаптивное обучение: структура адаптивного дизайна как неотъемлемый фактор эффективности учебного процесса / С. М. Левин. – Текст : электронный // Современное образование: интеграция образования, науки, бизнеса и власти. Приоритетные ориентиры высшего образования в России: стратегическое партнёрство и технологический суверенитет : материалы международной научно-методической конференции : в 2 ч., Томск, 25–26 января 2024 г. – Томск : Томский государственный университет систем управления и
радиоэлектроники, 2024. – С. 100–103. – EDN RPMHXW. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=66186191 (дата обращения: 23.07.2025).
Беляков, А. И. Эргономический анализ пользовательских интерфейсов в информационных и управляющих системах / А. И. Беляков. – Текст : электронный // Научный Лидер. – 2021. – № 14(16). – С. 12–15. – EDN AXLMMR. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46149572 (дата обращения: 23.07.2025).
Фадеев, Д. А. Оптимизация веб-сайтов для привлечения и удержания аудитории с учётом проектирования пользовательских интерфейсов и улучшения взаимодействия / Д. А. Фадеев. – Текст : электронный // Индустриальная Россия: вчера, сегодня, завтра : сборник научных статей по материалам XVI Международной научно-практической конференции, Уфа, 06 декабря 2024 г. – Уфа : Вестник науки, 2024. – С. 95–100. – EDN KBYUXW. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=76092636&pff=1 (дата обращения: 23.07.2025).
Норман, Д. А. Дизайн привычных вещей / Д. А. Норман ; пер. с англ. А. Семиной. – 6-е изд., испр. и доп. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 380 с. – ISBN 978-5-00195-363-0.
Золкин, А. Л. Модель адаптивного, опережающего и модульного обучения основам дизайна взаимодействия с пользователем и веб-дизайна / А. Л. Золкин. – Текст : электронный // IX Российская научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов : материалы конференции, Самара, 05–08 апреля 2021 г. – Самара : Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2021. – С. 109. – EDN TBFVQG. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45798483 (дата обращения: 23.07.2025).
Пономарёв, Е. В. Использование искусственного интеллекта для улучшения пользовательского опыта в мобильных приложениях / Е. В. Пономарев. – Текст : электронный // Инновационная наука. – 2024. – № 9–2. – С. 54–58. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-dlya-uluchsheniya-polzovatelskogo-opyta-v-mobilnyh-prilozheniyah (дата обращения: 19.07.2025).
Дьяченко, М. С. Цифровой след в образовании как драйвер профессионального роста в цифровую эпоху / М. С. Дьяченко, А. Г. Леонов. – Текст : электронный // E-Management, 2022. – Т. 5, № 4. – С. 23–30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoy-sled-v-obrazovanii-kak-drayver-professionalnogo-rosta-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения: 19.07.2025).
Анюшенкова, О. Н. Правовые аспекты использования искусственного интеллекта в образовании / О. Н. Аношенкова. – Текст : электронный // МНКО. – 2025. – № 2(111). – С. 25–27. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovye-aspekty-ispolzovaniya-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii (дата обращения: 19.07.2025).