Сущность и значение экологического маркетинга для развития социально-экономических отношений
Ключевые слова:
МАРКЕТИНГ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ, ИНСТРУМЕНТЫ МАРКЕТИНГА, ЭКОЛОГИЗАЦИЯ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕАннотация
Неоднозначная экологическая ситуация в мире подчеркивает необходимость «экологизации» социально-экономического развития, а также согласование научно-технического прогресса общества с охраной окружающей среды. Такое взаимодействие формирует новую цель развития общества, которая заключается в постоянном улучшении качества жизни населения в условиях существования высокоэффективной экономики и здоровой окружающей среды (что особо актуально в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции).
Установлено, что экологический маркетинг берет на себя задачу изучить и учесть в процессе производства потребность человека в экологической безопасности (т. е. в защищенности жизненно важных экологических интересов человека, его прав на благоприятную для жизни окружающую среду). Данный тезис был положен в основу обоснования ключевых акцентов и направлений перехода традиционного маркетинга к экологическому.
В ходе исследования обосновано, что маркетинговые инструменты должны быть интегрированы в процесс управления, что в конечном итоге позволит стать им частью общей системы управления, функционирование которой направлено на достижение поставленных экономических целей с соблюдением принципов экономики природопользования и охраны окружающей среды.
В заключении исследования сформулированы основные доминанты экологического маркетинга, сущность которых предопределяет перспективные направления дальнейших исследований, касающиеся разработки концептуальных основ экологического маркетинга.
Библиографические ссылки
Бададян, Л. В. Развитие экологического маркетинга в России / Л. В. Бададян, Е. В. Писарева // Научные труды Вольного экономического общества России. – 2016. – Том 201, № 4. – С. 311–324.
Божук, С. Г. Стратегии маркетинга экологически ориентированных туристических предприятий / С. Г. Божук, Н. А. Плетнева, К. В. Евдокимов // Известия СПбГАУ. – 2017. – № 3(48). – С. 124–129.
Зайцева, Д. С. Экологический маркетинг: тенденции и перспективы / Д. С. Зайцева, И. В. Краковецкая // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2016. – № 2. – С. 55–60.
Зинцова, М. В. Реализация концепции экологического маркетинга / М. В. Зинцова, М. А. Воронцова, К. С. Зинцов // Российский внешнеэкономический вестник. – 2019. – № 8. – С. 94–104.
Зубарева, Е. Н. Особенности ведения сельского хозяйства в системе экологического маркетинга / Е. Н. Зубарева // Инновационная наука. – 2015. – № 12–3. – С. 64–66.
Поротников, П. А. Экологический маркетинг как элемент региональной и муниципальной безопасности / П. А. Поротников // Муниципалитет: экономика и управление. – 2017. – № 4(21). – С. 57–63.
Котлер, Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – Москва : Прогресс, 2001. – 736 с.
Мальчик, М. В. Сутність і концепція екологічного маркетингу муніципального утворення (міста) / М. В. Мальчик, О. В. Мартинюк // Економічний вісник Донбасу. – 2017. – № 1(47). – С. 77–81.
Оганесян, Н. Р. Экологический маркетинг – основной элемент экологической политики предприятия / Н. Р. Оганесян, Я. Я. Яндыганов, Е. Я. Власова // Экономика региона. – 2009. – № 4. – С. 145–154.
Садченко, Е. В. Экологический маркетинг: понятия, теория, практика и перспективы развития / Е. В. Садченко, С. К. Харичков. – Одесса : ИПРЭЭИ НАН Украины, 2001. – 146 с.
Синяева, И. М. Технология маркетинга продвижения продуктов в экосистеме / И. М. Синяева // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 3. – С. 160–163.
Систематизация видов современного маркетинга / А. Н. Столярова, С. А. Лочан, Д. В. Федюнин [и др.] // Инновации и инвестиции. – 2020. – № 1. – С. 98–104.
Петренко, С. Н. Социальная ответственность бизнеса в контексте взаимодействия властных и предпринимательских структур : монография / С. Н. Петренко, И. А. Ангелина, Е. А. Рославцева. – Донецк : ГО ВПО «ДонНУЭТ», 2018. – 368 с.