Преподаватель – человеческий капитал высшей школы: цифровые и медиакомпетенции
Ключевые слова:
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ, МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ВЫСШАЯ ШКОЛААннотация
Актуальные тренды и вызовы современной реальности инициируют смену концептуальных представлений о роли, целях и содержании образования в современном мире. Динамичное развитие информационного пространства, глобализация, формирование новых «технологий и привычек использования средств массовой информации» являются в современных условиях значимыми факторами переосмысления вектора, содержания и направлений развития высшего образования. Данные тенденции, актуализируют значимость медиакомпетентности преподавателя, способного к творческому взаимодействию с произведениями медиакультуры и к использованию в полной мере образовательных и развивающих медиа в образовательном процессе.
В статье представлены базовые компетентности преподавателя высшей школы. Отмечено, что цифровых компетенций недостаточно для преподавателей высшей школы, чтобы справиться с вызовами современности, поэтому преподавателю необходимо овладеть и медиакомпетенциями. Однако университеты не способствуют овладению преподавателем данными компетенциями. Автором представлен ряд предложений, который позволит развивать свою способность эффективно использовать цифровые ресурсы и извлечь из них максимальную пользу, а также интегрировать их в свою учебную практику.
Библиографические ссылки
Rodríguez, R. Competencias digitales en la enseñanza-aprendizaje del inglés en bachillerato / R. Rodríguez, M. G. Gómez // Campus Virtuales. – 2017. – № 6(2). – Р. 51–59.
Las competencias clave del profesorado de lenguas segundas y extranjeras. – Текст : электронный // Instituto Cervantes : Dirección Académica оctubre de 2012, аctualización : octubre de 2018. – URL: https://www.cervantes.es/sobre_instituto_cervantes/publicaciones_espanol/espanol_lengua_extranjera/competencias_clave_profesorado_lenguas_segundas_extranjeras.htm (дата обращения: 19.10.2021).
Esteve-Mon F. La competencia digital de los futuros docentes: ¿Cómo se ven los actuales estudiantes de educación? / F. Esteve-Mon, M. Gisbert-Cerbera, J. L. Lázaro-Cantabrana // Perspectiva Educacional. – 2016. – № 55(2). – Р. 38–54.
Hepp, P. Teacher training: Technology helping to develop an innovative and reflective professional profile / P. Hepp, M. A. Prats, J. Holgado // Universities and Knowledge Society Journal. – 2015. – № 12(2) . – Р. 30–43.
Masanet, M. J. Highly qualified students? Research into the media competence level of Spanish youth / M. J. Masanet, P. Contreras, J. Ferrés // Communication & Society. – 2013. – № 26(4). – Р. 217–234.
The Definition and Selection of Key Competences: Executive Summary. – Текст : электронный // OECD. – URL: https://www.oecd.org/pisa/35070367.pdf (дата обращения: 19.10.2021).
Gutiérrez, J. Evaluation and development of digital competence in future primary school teachers at the University of Murcia / J. Gutiérrez, J. L. Serrano // Journal of New Approaches in Educational Research. – 2016. – № 5(1). – Р. 51–56.
Gyurova, V. Сompetency Model of University Teacher as Manager in Education / V. Gyurova, V. Zeleeva. – Текст : электронный // Section Education and Educational Research. – URL: https://kpfu.ru/staff_files/F695975480/V.Gyurova__V.Zeleeva.pdf (дата обращения: 19.10.2021).
Tafazoli, D. Computer Literacy: Sine Qua Non for Digital Age of Language Learning & Teaching / D. Tafazoli, M. E. Gómez, C. A. Huertas // Theory and Practice in Language Studies. – 2017. – № 7(9). – Р. 716–722.
Las competencias del profesorado en TIC: estructura básica / J. M. Suárez, G. Almerich, B. Gargallo, F. M. Aliaga // Educación XXI. – 2013. – № 16(1). – Р. 39–62.
Recommendation of the European Parliament and the Council of 18 December 2006 on key competences for lifelong learning. – Текст : электронный // European Parliament and the Council. – URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32006H0962&from=EN (дата обращения: 19.10.2021).
Teaching in a Digital Environment (TIDE): Defining and measuring teachers’ capacity to develop students’ digital Information and Communication skills / M. Claro, A. Salinas, T. Cabello-Hutt [et al.] // Computers & Education. – 2018. – № 121. – Р. 162–174.
Ferrari, A. Digital Competence in Practice: An Analysis of Frameworks / A. Ferrari. – Текст : электронный // JRC Technical Reports. – URL: https://ifap.ru/library/book522.pdf (дата обращения: 19.10.2021).
Marco Común de Competencia Digital Docente. – Текст : электронный // INTEF. – URL: http://educalab.es/documents/10180/12809/Marco+competencia+digital+docente+2017/afb07987-1ad6-4b2d-bdc8-58e9faeeccea (дата обращения: 19.10.2021).
Gutiérrez, A. Creación multimedia y alfabetización en la era digital / A. Gutiérrez // Educación: más allá del 2.0. – Barcelona: Gedisa, 2010. – Р. 171–185.
Ferrés, J. Media competence. Articulated proposal of dimensions and indicators / J. Ferrés, A. Piscitelli // Comunicar. – 2012. – № 19(38). – Р. 75–81.
Verbitskaya, O. Media competence as an integral quality of a new teacher for a new school / O. Verbitskaya, L. Ivanova // European Researcher. – 2011. – № 12(15). – Р. 1652–1655.
Pérez, M. A. From digital and audiovisual competence to media competence: Dimensions and indicators / M. A. Pérez, A. Delgado // Comunicar. – 2012. – № 39(20). – Р. 25–33.
Student teachers’ thinking processes and ICT integration: Predictors of prospective teaching behaviours with educational technology / G. Sang, M. Valcke, J. V. Braak, J. Tondeur // Computers & Education. – 2010. – № 54(1). – Р. 103–112.
Web-Based Self- and Peer-Assessment of Teachers’ Educational Technology Competencies / H. Põldoja, T. Väljataga, K. Tammets, M. Laanpere. – Текст : электронный // International Conference on Web-Based Learning. – URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-642-25813-8_13?error=cookies_not_supported&code= 4ff6a6c0-e1c1-4694-acff-f2ad89b02d7f (дата обращения: 19.10.2021).