Разработка технологии укрепления активной зоны земляного полотна автомобильной дороги

Авторы

  • Лисянец А. В.

Ключевые слова:

АРМИРОВАНИЕ, ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО, ГЕОТЕКСТИЛЬ, СМЕТНАЯ СТОИМОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ

Аннотация

Современные общепринятые принципы конструирования и расчета дорожных одежд не позволяют запроектировать конструкцию, испытывающую только обратимые деформации, что приводит к образованию колей на покрытии. Следствиями являются сокращение срока службы дорожной одежды, снижение безопасности движения и возрастание себестоимости автомобильных перевозок.

Статья посвящена исследованиям по регулированию процесса накопления остаточных деформаций в дорожной конструкции путем повышения прочности грунтового массива активной зоны, за счет введения армирующей геосинтетической прослойки.

В ходе исследования выбран материал для армирования активной зоны грунтового массива земляного полотна – рулонный тканый геотекстиль Геоспан ТН из прочных полиэфирных волокон, который также выполняет роль разделительной прослойки между слоями конструкции. Прочность грунтового массива повышается за счет увеличения несущей способности грунта и предотвращения неравномерных просадок. Армирующий материал имеет высокие показатели прочности на разрыв в продольном и поперечном направлениях и низкую деформативность, он морозостоек, устойчив к агрессивному воздействию грунтовых вод и ультрафиолетовому излучению.

В работе приведены характеристики выбранного геосинтетического материала. Разработана технология укладки армирующей прослойки, в том числе рассчитано необходимое количество материала, описан способ его укладки и выбраны средства для его транспортировки к месту укладки. Кроме того, приведена схема конструкции земляного полотна с уложенной армирующей прослойкой.

По результатам исследований выполнен расчет сметной стоимости устройства армирующего слоя, а именно составлена локальная смета и сводный сметный расчет. Определены показатели экономической эффективности проекта: рассчитана рентабельность реализации проекта, вычислен период окупаемости инвестиций, определена точка безубыточности. Полученные значения экономических показателей подтверждают прибыльность и надежность разработки.

Библиографические ссылки

Матвеев, С. А. Влияние армирования на величину упругого прогиба дискретного основания дорожной одежды / С. А. Матвеев, Е. А. Мартынов, Н. Н. Литвинов // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ). – 2017. – № 6(58) – С. 98–106.

Матвеев, С. А. Закономерности распределения напряжений в грунтовых основаниях внутрихозяйственных автомобильных дорог / С. А. Матвеев, Н. Н. Литвинов, Р. Е. Петров // Вестник Омского государственного аграрного университета. – 2017. – № 4(28) – С. 233–239.

Крицкий, М. Я. Усиление земляного полотна автомобильных дорог / М. Я. Крицкий, А. Л. Ланис // Новосибирск : СГУПС, 2013 – 180 с. – ISBN 978-5-93461-583-4.

Матвеев, С. А. Моделирование и расчет армированного основания из зернистых материалов / С. А. Матвеев, Е. А. Мартынов, Н. Н. Литвинов // Известия высших учебных заведений. Строительство. – 2017. – № 10(706) – С. 14–22.

Матвеев, С. А. Экспериментально-теоретические исследования армированного основания дорожной одежды / С. А. Матвеев, Е. А. Мартынов, Н. Н. Литвинов // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета (СибАДИ). – 2015. – № 4(44). – С. 80–86.

Ланис, А. Л. К вопросу повышения устойчивости земляного полотна армированием / А. Л. Ланис, К. В. Востриков // Труды XIII международной конференции «Современные проблемы проектирования, строительства и эксплуатации железнодорожного пути». – Москва : МГУПС, 2016. – С. 185–188.

Павлющик, С А. Оценка несущей способности нагруженных откосов и склонов методами предельного анализа пластических систем : специальность 05.23.02 «Основания и фундаменты, подземные сооружения» дисертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Павлющик Сергей Александрович ; Новочеркасск, 2011. – 141 с.

Дыба, П. В. Проблема расчета по первому предельному состоянию грунтовых массивов, укрепленных геосинтетическими материалами / П. В. Дыба // Информационные технологии в обследовании эксплуатируемых зданий и сооружений: материалы ХII Международной научно-практической конференции, г. Новочеркасск, 30 октября 2012 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск, 2012. – С. 3–6.

Дыба, П. В. Предельное взаимодействие нагруженного грунтового массива с гибкой оболочкой / П. В. Дыба, В. П. Дыба // Информационные технологии в обследовании эксплуатируемых зданий и сооружений: материалы XII Международной научно-практической конференции, г. Новочеркасск, 30 октября 2012 г. / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т (НПИ). – Новочеркасск : ЮРГТУ, 2012. – С. 6–12.

Загрузки

Опубликован

26.11.2025

Как цитировать

А. В. , Л. (2025). Разработка технологии укрепления активной зоны земляного полотна автомобильной дороги. «Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute», (3(38), 18–24. извлечено от https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/684

Выпуск

Раздел

СТРОИТЕЛЬСТВО И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОГ