Методика оценки деятельности социальных предприятий на основе ситуативно-ориентированного подхода
Ключевые слова:
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА, СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫЕ ГРУППЫАннотация
Сложности и проблемы, с которыми сталкивается социальная сфера Донецкой Народной Республики, актуализируют необходимость пристального внимания к новому виду предпринимательства – социальному предпринимательству. Именно социальные предприятия (социальные предприниматели) готовы взять на себя решение многих острых социальных задач, на которые у государства не хватает ресурсов (человеческих, материальных, финансовых). Развитие социального предпринимательства предполагает в первую очередь поиск инвесторов и доноров. Стейкхолдеры готовы вкладывать в социальный бизнес финансовые ресурсы только при получении открытой и честной информации о результатах и направлениях их вложения. Прозрачность и наглядность использования ресурсов позволяет обеспечить реализация разработанной (модифицированной) матрицы результатов. Она разработана для наиболее актуальных для Республики в социальном плане сфер: занятость населения, профессиональная переподготовка; психическое здоровье и благополучие; физическое здоровье; общественная безопасность и гражданское общество; жилье и инфраструктура (коммунальные услуги, транспорт, магазины); доходы и финансовая доступность; охрана окружающей среды.
В представленной матрице на основе ситуативно-ориентированного подхода в качестве целевых социальных групп для Донецкой Народной Республики выбраны три группы: люди с ограниченными возможностями здоровья; малообеспеченные граждане; безработные.
Представленная матрица результатов ориентирована на социальный эффект, который получает конкретный человек (индивид) и общество (социум) в целом. Для оценки полученных результатов разработаны соответствующие тесты, ответы на которые позволят определить уровень, на котором находится предприятие, а также выявить проблемные и «узкие» места.
Методика представляет интерес для государства, инвесторов и предприятий-доноров, некоммерческих организаций, благотворительных фондов и крупного, социально-ориентированного бизнеса.
Библиографические ссылки
Республиканский Центр занятости Донецкой Народной Республики. – Текст : электронный. – URL: https://rcz-dnr.ru/index.php?id=506 (дата обращения 05.04.2021 г.).
Пономарев, С. Как измерить социальный эффект. – Текст : электронный. – URL: http://nb-forum.ru/ .
Автономов, А. С. Методика и практика обучения мониторингу социальных проектов. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией А. С. Автономова. – Москва : Национальная Ассоциация благо-творительных организаций (НАБО), 2018. – 240 с.
Краенкова, К. И. Методические подходы к оценке деятельности субъектов социального предпринимательства / К. И. Краенкова, Е. В. Ванкевич // Научный результат. Экономические исследования. – 2017. – Том 3, № 2. – С. 46–52.
Лановенко, О. А. Социальная эффективность предоставления социальных услуг: критериальные показатели ее оценки / О. А. Лановенко // Вісник Харьківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. – 2010. – № 889. – С. 142–147.
Рождественская Н. В. Оценка эффективности проектов некоммерческих организаций, социального предпринимательства и гражданских инициатив / Н. В. Рождественская, С. Б. Богуславская, О. С. Боброва. – СПб : Издательство Политехнического университета, 2016. – 168 с.
Соколов, Н. А. Методологические аспекты оценки эффективности в социальной сфере. – Текст : электронный / Н. А. Соколов. – URL: https://core.ac.uk/reader/11315698 .
Тимохович, А. Н. Измерение эффективности социального предпринимательства / А. Н. Тимохович, О. И. Никурадзе // Социальные технологии и процессы. – 2020. – № 7. – С. 193–198.
Рекомендации по оценке социально-экономической эффективности социальных программ. Определения, подходы, практический опыт / Е. И. Андреева, И. Д. Горшкова, А. С. Ковалевская. – Москва : Проспект, 2014. – 72 с.
Хетагурова, Ю. И. Методика оценки социального предпринимательства в современных условиях / Ю. И. Хетагурова // Новый взгляд. Международный научный вестник. – 2015. – № 7. – С. 236–244.
Показатели эффективности: измерение социальных изменений. – Текст : электронный. – URL: https://socialvalue.ru/wp-content/uploads/2020/02/Pokazateli-effektivnosti.pdf .