Когнитивное моделирование инклюзивной деятельности
Ключевые слова:
ИНКЛЮЗИЯ, ИНКЛЮЗИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ, СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА, НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ СРЕДА, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ, СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, РЫНОК ТРУДААннотация
Статья посвящена построению когнитивной модели инклюзивной деятельности Донецкой Народной Республики на основе корреляционного анализа основных социально-экономических показателей деятельности общества.
Анализ публикаций показал повышенный интерес отечественных ученых к методологии изучения инклюзии в разных сферах деятельности общества. Особого внимания заслуживают результаты исследований, представленные общественности зарубежными учеными. При когнитивном моделировании инклюзивной деятельности были применены общенаучные методы информационного поиска, анализа, дедукции и индукции, а также специальные методы статистической обработки информационных массивов, расчета корреляционных зависимостей и визуализации когнитивного моделирования.
Для построения когнитивной модели инклюзивной деятельности Донецкой Народной Республики был проведен корреляционный анализ основных социально-экономических показателей деятельности общества, которые были выделены из групп: социально-демографической, нормативно-правовой, финансово-экономичес-кой, обязательного социального страхования и социальной помощи и группы здравоохранения и рынка труда, которые определенным образом, связаны с взаимодействием с инвалидами или людьми с ограниченными возможностями здоровья.
По результатам расчета корреляционно-регрессионных зависимостей было идентифицировано 39 очень высоких взаимосвязей по шкале Чеддока (значением от 0,9 до 1,0), среди которых 32 носят прямо пропорциональный характер, 7 – обратно пропорциональный характер.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ состояния экономики в Донецкой Народной Республике позволил разработать когнитивную модель и вычленить инклюзивную составляющую в ее социально-экономической деятельности, что в настоящее время воспринимается и является своего рода индикатором развития общества в направлении его гуманизации.
Когнитивная модель инклюзивной деятельности в Донецкой Народной Республики ориентирована не только на инклюзивную аудиторию, а и на общество в целом. Когнитивное моделирование на основе корреляционного анализа основных социально-экономических показателей деятельности общества Донецкой Народной Республики позволило выявить наиболее тесные взаимосвязи между изучаемыми показателями.
Библиографические ссылки
Попов, В. В. Феноменологическая методология: соотношение субъективного и психологического времени в контексте философии инклюзии / В. В. Попов, О. А. Музыка, С. Э. Бартенева. – Текст : электронный // Социология. – 2019. – № 3. – С. 50–53. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomenologicheskaya-metodologiya-sootnoshenie-subektivnogo-i-psihologicheskogo-vremeni-v-kontekste-filosofii-inklyuzii (дата обращения: 05.04.2021).
Нигматов, З. Г. Методологические основания и концептуальные идеи инклюзивного образования / З. Г. Нигматов, И. Т. Хайруллин, Д. Р. Ерова. – Текст : электронный // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – №15. – С. 250–254. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovaniya-i-kontseptualnye-idei-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.04.2021).
Матасов, Ю. Т. Современные методологические основания российской дефектологической науки и практики / Ю. Т. Матасов. – Текст : электронный // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 116–124. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-metodologicheskie-osnovaniya-rossiyskoy-defektologicheskoy-nauki-i-praktiki (дата обращения: 05.04.2021).
Симаева, И. Н. Инклюзивное образовательное пространство: SWOT-анализ / И. Н. Симаева, В. В. Хитрюк. – Текст : электронный // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. – 2014. – № 5. – С. 31–39. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnoe-obrazovatelnoe-prostranstvo-swot-analiz (дата обращения: 05.04.2021).
Астоянц, М. С. Социальная эксклюзия: возможность моделирования на основе концепции «жизненной ситуации» / М. С. Астоянц. – Текст: электронный // Инженерный вестник Дона. – 2018. – № 4(51). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-eksklyuziya-vozmozhnost-modelirovaniya-na-osnove-kontseptsii-zhiznennoy-situatsii (дата обращения: 05.04.2021).
Богданова, Е. В. Модель процесса формирования инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза / Е. В. Богданова. – Текст : электронный // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2018. – № 1(29). – С. 107–112. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-protsessa-formirovaniya-inklyuzivnoy-kompetentnosti-studentov-v-informatsionno-obrazovatelnoy-srede-vuza (дата обращения: 05.04.2021).
Будякова, Л. В. Модель процесса формирования готовности студентов социокультурных профилей к формированию мотивации достижения длительно болеющих детей / Л. В. Будякова. – Текст : электронный // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2018. – № 4(81). – С. 258–261. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-protsessa-formirovaniya-gotovnosti-studentov-sotsiokulturnyh-profiley-k-formirovaniyu-motivatsii-dostizheniya-dlitelno (дата обращения: 05.04.2021).
Горюнова, Л. В. Модель формирования инклюзивной компетентности педагога в процессе его профессиональной подготовки / Л. В. Горюнова. – Текст : электронный // Гуманитарные науки. – 2018. – № 2(42). – С. 57–63. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-inklyuzivnoy-kompetentnosti-pedagoga-v-protsesse-ego-professionalnoy-podgotovki (дата обращения: 05.04.2021).
Емельянова, И. Д. Технология моделирования профессиональной компетентности педагогов инклюзивного дошкольного образования / И. Д. Емельянова, О. А. Подольская. – Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-modelirovaniya-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov-inklyuzivnogo-doshkolnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.04.2021).
Муллер, О. Ю. Модель развития методической компетентности преподавателей вуза в условиях инклюзивного образования / О. Ю. Муллер. – Текст : электронный // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. – 2019. – № 2(102). – С. 146–152. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-metodicheskoy-kompetentnosti-prepodavateley-vuza-v-usloviyah-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 05.04.2021).
Романова, Г. А. Модель развития инклюзивной образовательной среды вуза / Г. А. Романова. – Текст : электронный // Вестник РМАТ. – 2017. – № 4. – С. 55–59. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-razvitiya-inklyuzivnoy-obrazovatelnoy-sredy-vuza (дата обращения: 05.04.2021).
Inclusive banking, financial regulation and bank performance: Cross-country evidence / M. M. Ahamed, Ho, J. Shirley, S. K. Mallick, R. Matousek. – Текст : электронный // Journal of Banking & Finance. – 2021. – Vol. 124 – DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbankfin.2021.106055 .
ICT dynamics for gender inclusive intermediary education: Minimum poverty and inequality thresholds in developing countries / S. Asongu, M. Amari, A. Jarboui, Kh. Mouakhar. – Текст : электронный // Telecommunications Policy. – 2021. –Vol. 45, Issue 5. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.telpol.2021.102125 .
Ariza, J. The effects of the mining-energy boom on inclusive development in Colombia / J. Ariza, A. Vargas-Prieto, J. García-Estévez // The Extractive Industries and Society. – 2020. – Vol. 7, Issue 4. – P. 1597–1606. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.exis.2020.10.002 .
Inclusion and perception of hand therapy content in occupational therapy programs: A mixed-method study / N. Short, J. Bain, С. Barker [еt аl.]. – Текст : электронный // Journal of Hand Therapy. – 2020. – Vol. 33, Issue 1 – P. 112–118. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.jht.2018.07.005 .
Nayak, B. Strategic advantage through social inclusivity: An empirical study on resource based view in health insurance firms in India / B. Nayak, S. S. Bhattacharyya, В. Krishnamoorthy. – Текст : электронный // Journal of Cleaner Production. – 2021. –Vol. 298. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2021.126805 .
Wang, W. Prosperity and inclusion: The impact of public housing supply on urban inclusive growth in China / W. Wang, Wu Yuzhe, Ch. Choguill. – Текст : электронный // Land Use Policy. – 2021. – Vol. 105. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105399 .
Khanna, R. Creating inclusive spaces in virtual classroom sessions during the COVID pandemic: An exploratory study of primary class teachers in India / R. Khanna, J. Kareem. – Текст : электронный // International Journal of Educational Research Open. –2021. – Vol. 2-2. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijedro.2021.100038 .
Mapping inclusive innovation: A bibliometric study and literature review / S. Mortazavi, M. H. Eslami, А. Hajikhani, J. Väätänen. – Текст : электронный // Journal of Business Research. – 2021. – Vol. 122. – P. 736–750. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.jbusres.2020.07.030 .
Hoffecker, E. Understanding inclusive innovation processes in agricultural systems: A middle-range conceptual model / Е. Hoffecker. – Текст : электронный // World Development. – 2021. – Vol. 140. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.worlddev.2020.105382 .
Jianwei, L. The dawn of vulnerable groups: The inclusive reconstruction mode and strategies for urban villages in China / L. Jianwei, S. Shengju, L. Jingang. – Текст : электронный // Habitat International. – 2021. – Vol. 110. – DOI: https://doi.org/10.1016/j.habitatint.2021.102347 .