Информационно-системное моделирование в задачах механики разрушения

Авторы

  • Л. П. Вовк
  • Е. С. Кисель
  • А. С. Даниленко

Ключевые слова:

МЕТОД КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ ТРЕЩИНА, КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕНСИВНОСТИ НАПРЯЖЕНИЙ, ФРОНТ ТРЕЩИНЫ, ПОЛЫЙ ЦИЛИНДР, ИНФОРМАЦИОННО-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация

Для исследования появления и распространения трещин в тех или иных условиях успешно используется механика разрушения. Однако в настоящее время аналитические решения существуют только для простых трещин. Трещины же сложные (наклонные, разветвленные и  т. д.) могут быть решены только с использованием численных методов.

Благодаря постоянно развивающимся компьютерным технологиям инженеры и ученые уже получили возможность анализа прочности, напряженно-деформированного состояния конструкции с трещинами или без, не прибегая к созданию моделей, эквивалентных данным, а лишь работая в системах инженерного анализа (CAE-системы). Метод, использующий математические модели вместо экспериментальных стендов, очень перспективен с точки зрения автоматизации и ускорения инженерных расчетов. Данный метод экономичен по материальным и трудовым затратам.

В ANSYS была смоделирована аналогичная образцу 3D геометрическая модель полого толстостенного цилиндра с полуэллиптической поверхностной трещиной, построена конечно-элементная сетка и приложены необходимые нагрузки. Следует также заметить, что при трехмерном моделировании необходимо искусственно сдвигать узлы конечного элемента в вершине трещины. Следовательно, появляется необходимость в разработке метода автоматизированного процесса построения сетки конечных элементов в вершине трещины для трехмерных объектов.

В результате расчета были получены карты распределения перемещений и эквивалентных напряжений по IV теории прочности, а также распределение коэффициентов интенсивности напряжений (КИН) по фронту трещины. Полученные в ANSYS значения КИН были представлены в виде графиков зависимости КИН от номера узла фронта трещины.

По результатам моделирования можно сделать вывод о том, что такие виды дефектов зависят от растягивающих напряжений. Внутреннее давление, технические характеристики материала, а также толщина стенки и диаметр цилиндра в наибольшей степени влияют на растягивающие напряжения. Результаты работы могут стать основой исследования параметров механики разрушения для сборных сварных конструкций цилиндрических сосудов высокого давления, а также в задачах, где необходим учет упругопластического поведения материала. На основе предложенного метода исследования могут быть выявлены дополнительные факторы, влияющие на рассматриваемые вопросы прочностных расчетов динамического напряженно-деформированного состояния автомобильных деталей.

Библиографические ссылки

Сборник руководств программы ANSYS. – Текст : электронный. – URL: http://iamdrunk.ru/teach/!! %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/ANSYS/%D0%A0%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D0%BC.pdf .

Глушков, С. В. Сравнение результатов решения задачи механики разрушения для трубы с несквозной трещиной / С. В. Глушков, Ю. В. Скворцов, С. Н. Перов // Вестник ПНИПУ. Механика. – 2014. – № 3. – С. 36–49.

Панасюк, В. В. Механика разрушения и прочность материалов. Т. 2: Коэффициенты интенсивности напряжений в телах с трещинами / В. В. Панасюк. – Киев : Наукова думка, 1988. – 620 с.

Справочник по коэффициентам интенсивности напряжений : [в 2 томах] ; под редакцией Ю. Мураками. –. Москва : Мир, 1990. – 2 т. – 1016 с.

Матвиенко, Ю. Г. Модели и критерии механики разрушения / Ю. Г. Матвиенко. – Москва : Физматлит, 2006. – 328 с.

Сапунов, В. Т. Прочность поврежденных трубопроводов: течь и разрушение трубопроводов с трещинами / В. Т. Сапунов. – 3-е изд. – Москва : Ленанд, 2019. – 187 с.

Бочектуева, Е. Б. Анализ трещиностойкости прокатных валков стана кварто / Е. Б. Бочектуева, В. Е. Рогов // Омский научный вестник. – 2017. – № 6(156). – С. 12–14.

Применение метода плоских сечений для определения коэффициентов интенсивности напряжений / С. Ю. Гооге, И. С. Таболин, Е. И. Ширяев, Л. Б. Шрон // Вестник КузГТУ. – 2012. – № 1. – С. 137–140.

Морозов, Е. М. Метод конечных элементов в механике разрушения / Е. М. Морозов, Г. П. Никишков. –Москва : Наука, 1981. – 254 с.

Сиратори, Т. Вычислительная механика разрушения / Т. Сиратори, Т. Миёси, Х. Мацусита. – Москва : Мир, 1986. – 334 с.

Загрузки

Опубликован

08.12.2025

Как цитировать

Вовк, Л. П., Кисель, Е. С. ., & Даниленко, А. С. . (2025). Информационно-системное моделирование в задачах механики разрушения. «Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute», (1(36), 34–41. извлечено от https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/726

Выпуск

Раздел

ТРАНСПОРТ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)