Методическое обеспечение выбора стратегических альтернатив адаптивного развития предприятия розничной торговли

Авторы

  • Е. А. Доля

Ключевые слова:

АДАПТИВНОЕ РАЗВИТИЕ, РЕСУРСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ДИНАМИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ

Аннотация

В статье рассматривается проблема разработки и включения аналитических процедур выбора стратегических альтернатив адаптивного развития предприятия розничной торговли в условиях мультифакторного воздействия внешней среды. С целью решения задачи адаптивного развития предприятия розничной торговли в условиях высокого динамизма и неопределенности внешней среды выделены и охарактеризованы основные направления стратегического планирования и управления процессами адаптивного развития. Аргументировано, что в арсенале стратегических альтернатив адаптивного развития каждое предприятие должно иметь: базовый (реалистичный), пессимистический, оптимистический варианты стратегических решений.

Обосновано, что основой разработки и принятия стратегических решений адаптивного развития предприятия розничной торговли являются: ресурсные возможности предприятия розничной торговли, интервал стратегического планирования, средние затраты времени, необходимые на корректировку ранее принятых, а также на формирование и принятие новых стратегических решений. Учитывая, что система стратегического управления адаптивным развитием предприятия розничной торговли должна быть гетерогенной, интегрируя элементы каждого режима стратегического управления (управления на основе ранжирования стратегических задач, управления в условиях стратегических неожиданностей), предусмотрена структурная и параметрическая адаптация этих режимов, обоснованы процедуры и режимы стратегического планирования и управления адаптивным развитием предприятия розничной торговли.

Предлагаемое методическое обеспечение выбора стратегических альтернатив адаптивного развития предприятия розничной торговли учитывает ресурсные возможности, динамические способности и систему целей адаптивного развития предприятия розничной торговли, позволяет на основе сравнения фактического (начального) уровня адаптивности с пороговым значением определить оптимальный вариант «рационального» режима стратегического управления с целью своевременного «переключения» на один из предварительно разработанных вариантов адаптивной стратегии (пессимистический или оптимистический). Практическая значимость предложенного подхода состоит в возможности своевременной корректировки, определения условий применения и переключения на специальные «чрезвычайные» и «рациональные» режимы стратегического адаптивного управления, определении направлений структурной и параметрической адаптации.

Библиографические ссылки

Герасимова, Е. Б. Стандартизация как многофункциональный инструмент повышения эффективности аналитических процедур /

Е. Б. Герасимова // Учет. Анализ. Аудит. – 2019. – № 6(1). – С. 19–27.

Ерохин, В. В. Синтез управленческих решений в динамических организационных системах / В. В. Ерохин // Juvenis scientia. – 2018. – № 12. – С. 7–10.

Жукова, Г. С. Математические методы принятия управленческих решений / Г. С. Жукова. – Москва : НИЦ Инфра-М, 2021. – 212 с. – ISBN 978-5-16-016169-3.

Кравченко, Е. С. Технология принятия управленческих решений в системе инновационного развития предприятий сферы торговли /

Е. С. Кравченко // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 4(141). –

С. 810–819.

Лепа, Р. Н. Ситуационный механизм принятия управленческих решений: методология, модели и методы : монография / Р. Н. Лепа // НАН Украины ; Ин-т экономики пром-сти. – Донецк : Юго-Восток, ЛТД, 2006. – 308 с.

Луценко, Е. Л. Механизм принятия управленческих решений и факторы, влияющие на их эффективность в организации. – Текст : электронный / Е. Л. Луценко, В. В. Конева, С. А. Хижняк // Экономические исследования и разработки. – 2016. – URL: http://edrj.ru/article/06-03-16 (дата обращения 11.03.2023).

Львович, Я. Е. Многоальтернативная оптимизация: теория и приложения / Я. Е. Львович. – Воронеж : Кварта, 2006. – 415 с. – ISBN 5-89609-072-2.

Ногин, В. Д. Принятие решений при многих критериях / В. Д. Ногин. – Санкт-Петербург : ЮТАС, 2007. – 104 с. – ISBN 978-5-91185-018-4.

Сердюк, В. Н. Оптимизация управления стратегическим развитием машиностроительных предприятий / В. Н. Сердюк, Ш. М. Акаев // Менеджер. – 2019. – № 3(89). – С. 107–113.

Сидорин, А. В. Адаптивная стратегия организации. – Текст : электронный / А. В. Сидорин // Науковедение : интернет-журнал. – 2013. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnaya-strategiya-organizatsii/viewer .

Минцберг, Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куинн, С. Гошал ; пер. с англ. Т. Виноградова и др. ; под общ. ред.

Ю. Н. Каптуревского. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2001. – 684 с. – ISBN 5-272-00021-8.

Загрузки

Опубликован

25.10.2024

Как цитировать

Доля, Е. А. (2024). Методическое обеспечение выбора стратегических альтернатив адаптивного развития предприятия розничной торговли. Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute, (2(45), 101–112. извлечено от https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/244

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ