Обоснование методики оценки привлекательности городских автобусных маршрутов
Ключевые слова:
ГОРОДСКОЙ АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ, МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ МАРШРУТА, ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАРШРУТА, ПОКАЗАТЕЛИ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МАРШРУТА, УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПАССАЖИРОВ, ФУНКЦИЯ ЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ХАРРИНГТОНААннотация
Актуальность изучения проблемы оценки привлекательности городских автобусных маршрутов обусловлена тем, что в современных рыночных условиях главным условием обеспечения выживаемости пассажирских автотранспортных предприятий, получения ими желаемой прибыли, достижения экономической стабильности и высокой конкурентоспособности является предоставление пассажирам наиболее привлекательных автобусных маршрутов, чем у конкурентов.
Анализ существующих подходов к оценке привлекательности городских автобусных маршрутов показал, что непосредственно методик оценки привлекательности городских автобусных маршрутов не существует. При оценке привлекательности продукции, услуг, инвестиционной привлекательности предприятий и организаций наибольшее распространение получили методы рейтинговой оценки, такие как балловый метод, метод сравнительной рейтинговой оценки. Общим недостатком этих методов является сложность определения факторов привлекательности продукта, услуги, предприятия, а также сложность их применения при оценке привлекательности городских автобусных маршрутов из-за отсутствия учета особенностей факторов и показателей этих маршрутов.
На основе проведенного анализа существующих подходов к оценке привлекательности городских автобусных маршрутов, определения их преимуществ и недостатков, и сделанных выводов, разработана методика оценки привлекательности этих маршрутов, которая, в отличие от существующих, основана на использовании для оценки интегрального показателя, учитывающего уровень удовлетворенности пассажирами отдельными показателями привлекательности маршрутов. Кроме этого, разработанная методика предполагает для установления качественного уровня привлекательности городских автобусных маршрутов использование «функции желательности» Е. Харрингтона.
Использование предлагаемой методики оценки привлекательности городских автобусных маршрутов позволит пассажирским автотранспортным предприятиям делать правильную оценку своих маршрутов и проводить их усовершенствование в соответствии с требованиями пассажиров. Это позволит предприятиям повысить свой уровень конкурентоспособности, увеличить объем перевозки пассажиров, а также получить желаемую прибыль и улучшить экономические результаты. Автор предлагает использовать в качестве основных факторов привлекательности городских автобусных маршрутов потребительские свойства маршрута, качество перевозок пассажиров и тариф за перевозку пассажиров. Предложенную методику оценки привлекательности городских автобусных маршрутов можно использовать для оценки привлекательности маршрутов других автобусных маршрутов, а также маршрутов других видов пассажирского транспорта с учетом специфики их потребительских и качественных факторов.
Библиографические ссылки
Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование / И. К. Белявский. – Москва : Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, 2004. – 414 с. – ISBN 5-7764-0346-4.
Демченко, С. Г. Оценка факторной привлекательности продукта (обувь) / С. Г. Демченко // Практический маркетинг. – 2008. – № 11(141). – С. 4–10.
Мацибора, Т. В. Оценка инвестиционной привлекательности продукции сельскохохяйственных предприятий / Т. В. Мацибора // Економика АПК. – 2019. – № 1. – С. 50–55.
Колмыкова, Т. С. Инвестиционный анализ / Т. С. Колмыкова. – Москва : ИНФРА-М, 2009. – 204 с. – ISBN 978-5-16-003485-0.
Панков, С. А. Аналитические подходы к оценке инвестиционной привлекательности предприятия / С. А. Панков // Вісник Хмельницького національного університету. – 2010. – T. 3, № 2. – С. 65–68.
Легкий, С. А. Маркетинговые исследования потребительской ценности услуг пассажирского автомобильного транспорта / С. А. Легкий // Вестник экономики транспорта и промышленности. – 2015. – № 51. – С. 132–138.
Галицкий, Е. Б. Методы маркетинговых исследований / Е. Б. Галицкий. – Москва : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. – 398 с. – ISBN 5-93947-013-0.
Булгакова, И. Н. Использование «функции желательности» для формализации комплексного показателя конкурентоспособности промышленного предприятия / И. Н. Булгакова, А. Н. Морозов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – 2009. – № 2. – С. 54–56.