Алгоритм стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятия

Авторы

  • Ю. А. Мишина

Ключевые слова:

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ, МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ, СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ, АЛГОРИТМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье исследована сущность стратегического планирования в условиях современных вызовов как аналитического процесса определения будущего положения предприятия с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды. Определена ключевая задача процесса стратегического планирования, которая заключается в обеспечении нововведений и необходимых преобразований для адекватной реакции предприятия на изменения внешней среды. Предложена авторская формулировка понятия «стратегическое планирование ВЭД».

Определена роль стратегического планирования в системе управления предприятием-субъектом ВЭД. Установлено, что стратегическое планирование ВЭД в структуре системы управления предприятием реализуется через функцию планирования, которая включает поиск наиболее оптимальных путей обеспечения эффективной работы предприятия на зарубежных рынках в долгосрочной перспективе, разработку стратегии развития ВЭД, адаптированной к возможным изменениям внешней среды. Обоснована необходимость совершенствования системы управления предприятием в контексте стратегического планирования на основании предложенных средств управления.

Представлены ключевые этапы алгоритма стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятия. Аргументировано, что реализация предложенного алгоритма в системе управления позволит занять желаемое место и получить ожидаемую роль предприятия в стратегических отраслевых сегментах выбранных зарубежных рынков в долгосрочной перспективе.

Предложен подход к выбору перспективного зарубежного рынка, практическая значимость которого заключается в возможности определения как привлекательности отдельного стратегического отраслевого сегмента зарубежного рынка, так и возможностей предприятия в конкретном отраслевом сегменте выбранного зарубежного рынка. Систематизированы ключевые критерии для оценки привлекательности стратегического отраслевого сегмента на зарубежном рынке и ключевые факторы успеха предприятия в конкретном отраслевом сегменте выбранного зарубежного рынка.

Библиографические ссылки

Васильева, Д. Д. Подходы к интерпретации сущности стратегического планирования как инструмента управления организацией /

Д. Д. Васильева, Д. М. Зозуля. – Текст : электронный // Современные научные исследования и разработки. – 2018. – № 10(27). – С. 231–235. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36482544 (дата обращения: 07.11.2023).

Федотова, О. А. Стратегическое планирование: теория и практика / О. А. Федотова // Теория и практика современной экономики : сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 15 мая 2020 г. / [ответственный редактор Г. Ю. Гуляев]. – Пенза : Наука и Просвещение, 2020. – С. 31–34.

Мягкова, Е. А. Стратегическое планирование: сущность, базовые категории и особенности / Е. А. Мягкова // Теория и практика мировой науки. – 2017. – № 7. – С. 10–15.

Ростунков, А. С. Сущность стратегического планирования и управления, их роль в развитии организации / А. С. Ростунков // Сборник трудов магистров-2019. – 2019. – Том 2. – С. 205–210.

Халидова, М. А. Сущность стратегического планирования и его роль в управлении предприятием / М. А. Халидова. – Текст : электронный // Colloquium-journal. – 2019. – № 19-6(43). – С. 42–43. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41103036 (дата обращения: 07.11.2023).

Ларионова, А. С. История и инструментарий стратегического планирования в России / А. С. Ларионова. – Текст : электронный // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-instrumentariy-strategicheskogo-planirovaniya-v-rossii (дата обращения: 08.11.2023).

Маркин, И. В. Сущность инструментов стратегического планирования и его значение в системе управления деятельностью промышленных предприятий / И. В. Маркин // Матрица научного познания, 2020. – № 12-1. – С. 130–136.

Бабкин, А. В. Особенности стратегического планирования выхода предприятий на зарубежные рынки в условиях новой экономической реальности / А. В. Бабкин, Е. А. Байков // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы : монография / под редакцией А. В. Бабкина. – Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2017. – С. 532–553.

Бакланова, А. А. Особенности стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятия / А. А. Бакланова // Экономика и социум. – 2013. – № 3(8). – С. 964–966.

Доценко, Е. Ю. Совершенствование стратегического планирования на промышленном предприятии в сфере внешнеторговой деятельности : специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Елена Юрьевна Доценко ; Донской государственный технический университет. – Ростов-на-Дону, 2009. – 29 с. – Место защиты: Южный федеральный университет.

Мишина, Ю. А. Стратегическое планирование развития ВЭД предприятия в переходный период / Ю. А. Мишина, П. А. Жук // Пути повышения эффективности управленческой деятельности органов государственной власти в контексте социально-экономического развития территорий : материалы VII Международной научно-практической конференции, Донецк, 6–7 июня 2023 г. Секция 1. Стратегическое управление развитием экономики / ФГБОУ ВО «ДОНАУИГС». – Донецк : ДОНАУИГС, 2023. – С. 211–214.

Загрузки

Опубликован

23.10.2024

Как цитировать

Мишина, Ю. А. (2024). Алгоритм стратегического планирования внешнеэкономической деятельности предприятия. Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute, (4(47), 49–59. извлечено от https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/159

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ