Потенциал ключевых компетенций предприятия
Ключевые слова:
ПОТЕНЦИАЛ, ПРЕДПРИЯТИЕ, КОМПЕТЕНЦИИ, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬАннотация
В основе процесса формулирования стратегии всегда лежит стремление компании совладать с конкуренцией. Обострение конкуренции ставит перед предприятиями вопросы относительно выживания и достижения долгосрочного успеха. Следовательно, отечественные предприятия обязаны разрабатывать различные стратегические подходы к достижению конкурентного преимущества. Одним из таких методов является концепция ключевых компетенций – основная стратегия долгосрочного развития предприятия.
Основа концепции ключевых компетенций предприятий – технические возможности предприятий. Однако не только материальные, но и нематериальные активы могут быть трансформированы в ключевые преимущества. Сюда относятся высокоспециализированные машины и оборудование, организационные процессы, банки данных, патенты, лицензии и концессии, а также специальные знания персонала, имидж предприятия, репутация его продукции на рынке и в обществе. Ключевая компетенция не только отражает сильные стороны предприятий, но и помогает выявить и развить необходимые конкурентные преимущества, что позволит в дальнейшем предоставлять потребителям уникальные предложения и создавать дополнительную потребительскую ценность. Однако практическое применение данной концепции существенно ограничивается отсутствием формализованных инструментов идентификации и последующего управления этим специфическим видом ресурсов.
Выявление и формирование ключевых компетенций предприятия позволит проанализировать его возможности с точки зрения конкурентоспособности и устойчивости на рынке товаров и услуг. Такой подход к определению на предприятии ключевой компетенции может привести к созданию уникальных продуктов и обеспечить предприятию первенство при выходе на новые рынки.
Библиографические ссылки
Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 100000 слов, терминов и выражений : [новое издание] / С. И. Ожегов ; под общей редакцией Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – Москва : Мир и Образование, 2015. – 1375 c. – ISBN 978-5-94666-657-2.
Учаева, Т. В. Организационно-экономический потенциал предприятия. Пути повышения : монография / Т. В. Учаева, Б. Б. Хрусталев. – Пенза : ПГУАС, 2015. – 124 с. – ISBN 978-5-9282-1239-1.
Жалолов, И. И. Статистические оценки экономического потенциала предприятий в условиях модернизации экономики / И. И. Жалолов // Бюллетень науки и практики. – 2019. – Т. 5, № 3. – С. 371–377.
Дорофеева, В. С. Совершенствование методики оценки экономического потенциала предприятия / В. С. Дорофеева, Е. Ю. Андреева // Экономика и парадигма нового времени. – 2019. – № 4(12). – С. 18–25.
Методика анализа потенциала предприятия. – Текст : электронный // Международный центр инжиниринга и инноваций. – URL: https://мойбизнес19.рф/assets/files/rci/dokumentaciya/metodika-analiza-potenciala-predpriyatiya.pdf .
Управление компетенциями: структура, институты, механизмы : монография / под общей редакцией Р. М. Нижегородцева, С. Д. Резника. – Москва : ИНФРА-М, 2016. – 208 с. – ISBN 978-5-16-011510-8.
Онасенко, Е. А. Определение направлений повышения потенциала предприятия в условиях кризиса / Е. А. Онасенко, Е. В. Перевозникова // Экономика и маркетинг в XXI веке: проблемы, опыт, перспективы : сборник материалов XVIII международной научно-практической конференции. – Донецк : ДОННТУ, 2022. – С. 294–299.
Хохлова, Т. П. Генезис компетентностно ориентированной модели управления: от истоков к перспективам / Т. П. Хохлова // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 1. – С. 4–13.