Концептуальные положения использования методов геймификации в сфере управления персоналом

Авторы

  • Н. В. Гуменюк
  • Н. Э. Пешкова

Ключевые слова:

ГЕЙМИФИКАЦИЯ, УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ, КОМПАНИЯ, МЕТОДЫ ГЕЙМИФИКАЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация

Формирование информационного общества и научно-технического прогресса привели к изменениям в характере труда. Причины многих проблем связаны с кадровой политикой компании. Во многих случаях трудности управления персоналом связаны с невысокой производительностью труда и конкурентоспособностью, плохой заинтересованностью в выполнении работы, обучении и карьерном росте, отсутствием мотивации к труду. Эти факторы объясняют непостоянность кадров на отечественных предприятиях. В современной безостановочно меняющейся политике управления персоналом решение данной проблемы требует разработки новых методов в отборе, найме, мотивации, стимулировании и обучении. Одним из современных инструментов, который заслуживает особого внимания, является геймификация. Настоящий инструментарий в последние годы стал достаточно популярным и востребованным как в молодых, так и в хорошо зарекомендовавших себя компаниях.

В ходе проведенного исследования было проанализировано понятие «геймификация», его роль и место в современной теории управления персоналом и обобщен практический опыт применения игр в управлении персоналом и разработана концепция внедрения методов геймификации в отечественных компаниях.

Геймификация подразумевает собой применение различного прикладного программного обеспечения, преимущественно компьютерных онлайн-игр в неигровых процессах с целью привлечения пользователей, повышения их вовлеченности в решение различных прикладных трудовых задач. Основной принцип данного метода заключается в том, что предоставляется гарантия измеримой и постоянной связи пользователя, обеспечивающей возможность динамичной корректировки его поведения и быстрое освоение своих функциональных возможностей.

Первоначально для внедрения методов геймификации необходимо произвести анализ внутренней и внешней среды. Результатом анализа является четкая цель, направление (в какой области управления персоналом необходимо применять методы), раскрывается обоснованность выбора того или иного метода геймификации, его ограничения и ресурсы. Далее реализуется сам механизм внедрения методов. На данном этапе компания самостоятельно выбирает метод внедрения (внедрить уже существующий, модернизировать его или создать новый). Заключительным этапом является анализ полученных результатов и выработка дальнейших управленческих решений.

На основе полученных результатов авторами предложена концепция внедрения методов геймификации в системе управления персоналом на отечественных предприятиях. Данная концепция предполагает работу в трех направлениях: использование интерактивных курсов обучения, адаптация существующих методов геймификации и разработка принципиально новых решений.

Библиографические ссылки

Копочева, В. В. Геймификация как технология внутрикорпоративных коммуникаций (на примере деятельности Барнаульского филиала ОАО «Вымпелком») / В. В. Копочева, О. Г. Замятина // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. – 2015. – № 13. – С. 114–122.

Орлова, О. В. Геймификация как способ организации обучения / О. В. Орлова, В. Н. Титова // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). – 2015. –

№ 9(162). – С. 60–64.

Вербах, К. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса / К. Вербах, Д. Хантер ; пер. с англ. А. Кардаш. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 224 с. – ISBN 978-5-00057-344-0.

Маркеева, А. В. Геймификация в бизнесе: проблемы использования и перспективы развития / А. В. Маркеева // Лидерство и менеджмент. – 2015. – Т. 2, № 3. – С. 169–190.

Муравская, С. А. Геймификация: подходы к определению и основные направления исследований в менеджменте / С. А. Муравская,

М. М. Смирнова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2019. – Т. 18, Вып. 4. – С. 510–530.

Варенина, Л. П. Геймификация в образовании / Л. П. Варенина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – Т. 6, № 6-2. – С. 314–317.

Зикерманн, Г. Геймификация в бизнесе: как пробиться сквозь шум и завладеть вниманием сотрудников и клиентов / Г. Зикерманн Дж. Линдер ; пер. с англ. И. Айзятулловой. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 272 с. – ISBN 978-5-00057-093-7.

Ткачик, П. Геймификация: как превратить жизнь в удовольствие. – Текст : электронный / П. Ткачик // ИноСМИ.ru [сайт]. – URL: https://inosmi.ru/20120708/194507436.html (дата обращения: 10.01.2023).

Мельничук, А. В. Геймификация в управления персоналом / А. В. Мельничук // Материалы Афанасьевских чтений. – 2016. – № 2(15). – С. 104–109.

Шатилова, Е. О. Геймификация как инструмент корпоративной культуры / Е. О. Шатилова // Управление корпоративной культурой. – 2012. – № 4. – С. 246–250.

Геймификация в управлении персоналом: примеры внедрения. – Текст : электронный // Synergy [сайт]. – URL: https://synergy.ru/akademiya/management/gejmifikacziya_v_upravlenii_personalom (дата обращения: 10.01.2023).

7 действенных примеров геймификации для решения HR-задач. – Текст : электронный // Директор по персоналу : практический журнал по управлению человеческими ресурсами [сайт]. – URL: https://www.hr-director.ru/article/67405- blog-hr-7-deystvennyh-primerov-geymifikatsii-dlya-resheniya-hr-zadach-19-m6 (дата обращения: 10.01.2023).

9 примеров геймификации в HR. – Текст : электронный // HR-Portal [сайт]. – URL: https://hr-portal.ru/article/9-primerov-geymifikacii-v-hr?ysclid=lgxfbfqu9b133326788 (дата обращения: 10.01.2023).

Кружок «Юный железнодорожник». – Текст : электронный // Частное общеобразовательное учреждение. Школа-интернат № 21 среднего общего образования ОАО «РЖД» [сайт]. – URL: https://schoolrzd.ru/kruzhok-yunyj-zheleznodorozhnik/ (дата обращения: 10.01.2023).

Громова, Н. В. Геймификация как инструмент обеспечения конкурентоспособности современных компаний / Н. В. Громова // Современная конкуренция. – 2018. – Т. 12, № 2(68)– 3(69). – С. 18–29.

Как Amazon, Яндекс, Google и другие используют игры для поиска и мотивации сотрудников. – Текст : электронный // Про бизнес [сайт]. – URL: https://probusiness.io/management/6368-kak-amazon-yandeks-google-i-drugie- ispolzuyut-igry-dlya-poiska-i-motivacii-sotrudnikov.html (дата обращения: 10.01.2023).

Игрофикация: как использовать в управлении персоналом. – Текст : электронный // Директор по персоналу : практический журнал по управлению человеческими ресурсами [сайт]. – URL: https://www.hr-director.ru/article/67307-igrofikatsiya-kak- ispolzovat-18-m10 (дата обращения: 10.01.2023).

Геймификация для HR: мировые практики и советы по внедрению. – Текст : электронный // Topcareer Journal [сайт]. – URL: https://top-career.ru/blog/gamification_in_hr (дата обращения: 10.01.2023).

Громова, Д. М. Игровые технологии в обучении и развитии персонала в коммерческих организациях / Д. М. Громова, Е. С. Мулгачева, Н. Г. Репина // Новое поколение. – 2016. – № 9. – С. 44–51.

Производительность в игровой форме. – Текст : электронный // Консалтинг-Центр «ШАГ» [сайт]. – URL: https://stepconsulting.ru/ru/expert/articles/chelovecheskij-kapital/article-1667_137651040074?ysclid=lgxenodrhy838364043 (дата обращения: 10.01.2023).

Загрузки

Опубликован

25.10.2024

Как цитировать

Гуменюк, Н. В., & Пешкова, Н. Э. (2024). Концептуальные положения использования методов геймификации в сфере управления персоналом. Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute, (2(45), 74–82. извлечено от https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/238

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ