Сервисизация как современный тренд развития промышленных предприятий

Авторы

  • О. А. Курносова

Ключевые слова:

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ, СЕРВИСИЗАЦИЯ, РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ, ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, РЕПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ЦЕПОЧЕК СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ, ЦЕННОСТЬ ДЛЯ КЛИЕНТОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация

Устойчивость производственных компаний в современной бизнес-среде определяют способность быстро адаптироваться к изменениям, гибко реагировать на растущие потребности общества, эффективно управлять имеющимися экономическими ресурсами для производства наукоемких товаров и услуг, формировать уникальную потребительскую ценность. При этом ценность для клиентов формируется через комбинацию полезных свойств реализуемой продукции и сопровождающего ее сервиса, т. е. в современных условиях удовлетворение потребностей клиентов достигается за счет увеличения сервисной составляющей предложения либо путем продажи не столько самого товара, сколько его функциональности. Такие особенности современного развития объясняются расширением масштабов цифровизации и распространением феномена сервисизации в промышленности.

На основе анализа подходов к определению экономической сущности категории «сервисизация» дана авторская трактовка. Так, под сервисизацией будем понимать процесс трансформации бизнес-модели развития промышленных предприятий, направленный на репозиционирование в цепочках создания стоимости их продукции, изменение модели в сфере ценностного предложения при выполнении заказов клиентов, в которой сервис, сопровождающий все внешние и внутренние бизнес-процессы и по своей природе являющийся элементом себестоимости, играет ведущую роль и реализуются как часть организационно-технических решений или как синтез конечной продукции и сервиса, что обеспечивает ценность при ее использовании.

Сервисизация прежде всего направлена на изменение конфигурации цепочек создания ценности и повышение стандартов обслуживания клиентов в них. В связи с этим ключевыми особенностями управления развитием промышленных предприятий являются: формирование новых цепочек создания ценности с включением в них виртуальных участников; приоритет потребностей клиентов при формировании цепочек создания ценности; очень высокий уровень интеграции в цепочках создания ценности; формирование сетевых бизнес-структур; виртуализация цепочек создания ценности; установление высоких стандартов сервиса для обслуживания заказов клиентов; интегрированный характер реализации бизнес-процессов в цепочках создания ценности на базе современных цифровых решений; стратегическое сотрудничество и партнерские отношения с контрагентами в цепочках создания ценности; формирование инновационной ценности для клиентов и др.

Библиографические ссылки

Vandermerwe, S. Servitization of Business: Adding Value by Adding Services / S. Vandermerwe, J. Rada // European Management Journal. – 1988. – Vol. 6, № 4. – P. 314–324.

Baines, T. Made to Serve: How Manufacturers can Compete Through Servitization and Product Service Systems / T. Baines, H. Lightfoot. – John Wiley & Sons, 2013. – 272 с.

Brax, S. A. Explaining the Servitization Paradox: a Configurational Theory and a Performance Measurement Framework / S. A. Brax, A. Calabrese,

N. L. Ghiron [et al.] // International Journal of Operations & Production

Management. – 2021. – Vol. 41, Issue 5. – P. 517–546. – URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/IJOPM-08-2020-0535/full/ pdf (date of access: 01.02.2023).

Линц, К. Радикальное изменение бизнес-модели. Адаптация и выживание в конкурентной среде / К. Линц, Г. Мюллер-Стивенс,

А. Циммерман. – Москва : Альпина Диджитал, 2017. – 194 с.

Услуга за услугу: сервисизация промышленности требует новой промышленной политики : докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. / Ю. В. Симачёв (рук. авт. кол.), А. А. Федюнина, Л. С. Ружанская [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2022. – 178 с. – ISBN 978-5-7598-2637-8 ; ISBN 978-5-7598-2457-2 (e-book).

Кондратьев, В. Б. Сервитизация промышленности: новая реальность / В. Б. Кондратьев, Г. В. Кедрова, В. В. Попов // Мировая экономика и международные отношения. – 2021. – Т. 65, № 8. – С. 22–30.

Елизаров, Н. Н. Трансфер бизнес-модели сервисизация (servicizing) на российский рынок / Н. Н. Елизаров, А. А. Сивцова // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. – 2016. – № 7(89). – С. 23.

Дегтерева, В. А. Эволюции сервисизации экономики и современные тенденции изменения ее роли в жизни общества / В. А. Дегтерева,

Д. В. Шопенко // Вестник Национальной академии туризма. – 2011. – № 4(20). – С. 62–66.

Толкачев, С. А. Неоиндустриализация и сервисизация: есть ли противоречие / С. А. Толкачев, А. А. Быков, Н. М. Глухова // Мир новой экономики. – 2019. – Т. 13, № 3. – С. 39–58.

Стратегическое управление развитием сервисной экономики региона : монография / Л. Л. Тонышева, О. В. Заруба, Е. В. Назмутдинова,

О. Б. Федорова. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – 219 с. – ISBN 978-5-9961-0717-9.

Курносова, О. А. Генезис, этапы развития и концептуальные положения сервисной парадигмы логистики / О. А. Курносова // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2020. – № 2(33). – С. 109–119.

Инновационное развитие сферы услуг в национальной экономике : монография / [кол. авт.] ; науч. ред. Я. П. Силин ; [отв. за вып.

Н. Ю. Власова] // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. – 339 с. – ISBN 978-5-9656-0253-7.

The Servicification of EU Manufacturing. Building Competitiveness in the Internal Market ; First Edition. – National Board of Trade Sweden, October, 2016. – 40 р. – ISBN 978-91-88201-17-1.

Загрузки

Опубликован

28.10.2024

Как цитировать

Курносова, О. А. (2024). Сервисизация как современный тренд развития промышленных предприятий. Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute, (1(44), 81–89. извлечено от https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/255

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ