Объективная необходимость повышения конкурентоспособности отечественных предприятий
Ключевые слова:
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ПРЕДПРИЯТИЕ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВОАннотация
Одним из ключевых инструментов решения стратегических задач по обеспечению устойчивого развития предприятий является повышение уровня конкурентоспособности. Конкурентная устойчивость – это параметр, позволяющий определить будущий потенциал компании на конкретном рынке, а ее динамика более точно определяет этапы жизненного цикла для реагирования и моделирования ситуации.
Конкурентоспособность страны зависит от конкурентоспособности отечественных предприятий. В настоящее время российские предприятия сталкиваются с ростом числа угроз и неопределенности при взаимодействии с зарубежными компаниями. Поэтому на первый план выходит обеспечение устойчивости и стабильности их работы, повышение конкурентоспособности на международном рынке, что повлияет на экономическое развитие страны и повышение уровня жизни населения.
Конкурентоспособность в современном экономическом контексте вышла на первый план как условие достижения устойчивого высокого уровня развития предприятий.
Как показывает практика, решение проблемы повышения конкурентоспособности вызывает большие трудности и является проблематичным для многих предприятий в современной экономической ситуации из-за отсутствия четких стратегий, финансово-экономических целей и организационных критериев. В современных условиях для успешной конкуренции компаниям необходимо не только обновлять технологию и техническое оснащение, изучать национальные и международные рынки, но и выявлять собственные возможности, слабые стороны и уязвимые места конкурентов, которые оказывают доминирующее влияние на конкурентоспособность и определяют ее основные направления.
Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только в условиях долгосрочного, постоянного и поступательного совершенствования всех факторов, определяющих конкурентоспособность.
Библиографические ссылки
Шишлонова, А. А. Конкурентоспособность предприятия: принципы и методы оценки / А. А. Шишлонова. – Текст : электронный // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 1–2(83). – С. 159–161. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentosposobnost-predpriyatiya-printsipy-i-metody-otsenki (дата обращения: 18.12.2024).
Молчанова, В. А. От умного города к городу справедливому: проблемы устойчивого развития в условиях цифровой экономики / В. А. Молчанова // Креативная экономика. – 2019. – Т. 13, № 12. – С. 2371–2386.
Белоусов, Ю. В. Цифровая экономика: понятие и тенденции развития / Ю. В. Белоусов. – Текст : электронный // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2021. – № 1. – С. 26–43. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-ekonomika-ponyatie-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 17.12.2024).
Шуйский, В. П. Цифровизация экономики России: достижения и перспективы / В. П. Шуйский. – Текст : электронный // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2020. – № 6. – С. 158–169. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-ekonomiki-rossii-dostizheniya-i-perspektivy (дата обращения: 27.11.2024).
Капустина, Л. М. Оценка цифровой конкурентоспособности промышленных компаний / Л. М. Капустина, А. С. Миколенко, Г. С. Тимохина. – Текст : электронный // Цифровые модели и решения. – 2022. – Т. 1, № 3. – С. 35–42. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-tsifrovoy-konkurentosposobnosti-promyshlennyh-kompaniy (дата обращения: 12.12.2024).
Портер, М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран / М. Портер. – Москва : Альпина ПРО, 2022. – 947 с. – ISBN 978-5-9614-7084-0.
Ховалыг, Д. Д. Конкуренция в экономике и ее сущность, задачи и функции в современном мире / Д. Д. Ховалыг, В. Т. Ликтан. – Текст : электронный // Вестник науки. – 2023. – Т. 5, Ч. 1. – № 12(69). – С. 106–114. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konkurentsiya-v-ekonomike-i-ee-suschnost-zadachi-i-funktsii-v-sovremennom-mire (дата обращения: 19.12.2024).
Сандитов, М. Д. Методы оценки конкурентоспособности предприятия / М. Д. Сандитов, Н. Э. Шабыкова. – Текст : электронный // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 11 июня 2020 г. – Белгород : Агентство перспективных научных исследований. – 2020. – С. 80–84. – URL: https://apni.ru/article/878-metodi-otsenki-konkurentosposobnosti-predpr (дата обращения: 25.11.2024).
Теймуров, Р. Н. Сущность управления конкурентоспособностью организации / Р. Н. Теймуров,
И. Ю. Загоруйко. – Текст : электронный // Экономика и социум. – 2022. – № 3–4 (95). – С. 394–397. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-upravleniya-konkurentosposobnostyu-organizatsii (дата обращения: 11.12.2024).
Экономика конкурентоспособности фирмы : учебник для обучающихся образовательной программы
магистратуры направления подготовки 38.04.01 Экономика (магистерская программа «Экономика фирмы (по видам экономической деятельности)» очной / заочной форм обучения / Т. Л. Иванова, В. С. Мешкова ; Минобрнауки ДНР, ГОУ ВПО «ДОНАУИГС», Кафедра экономики предприятия. – Донецк : ГОУ ВПО «ДОНАУИГС», 2022. – 330 с.
Терешина, Н. П. Совершенствование методов формирования конкурентных преимуществ транспортных компаний / Н. П. Терешина, Тонг Хонг Фи, Данг Куанг Бинь. – Текст : электронный // Транспортное дело России. – 2022. – № 1. – С. 109–113. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodov-formirovaniya-konkurentnyh-preimuschestv-transportnyh-kompaniy (дата обращения: 15.12.2024).
Драгунова, И. В. Концептуальные подходы к исследованию фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции / И. В. Драгунова, Е. В. Зотова, М. А. Скворцова. – Текст : электронный // Вестник Российского университета кооперации. – 2019. – № 4(38). – С. 45–51. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-issledovaniyu-firmy-v-usloviyah-sovershennoy-i-nesovershennoy-konkurentsii (дата обращения: 12.12.2024).
Сазонов, А. А. Методы проведения оценки показателей конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях цифровых преобразований / А. А. Сазонов, А. С. Зинченко. – Текст : электронный // Московский экономический журнал. – 2021. – № 10. – С. 648–657. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-provedeniya-otsenki-pokazateley-konkurentosposobnosti-promyshlennyh-predpriyatiy-v-usloviyah-tsifrovyh-preobrazovaniy (дата обращения: 10.12.2024).
Бакатин, А. Н. Анализ методов оценки конкурентоспособности предприятия / А. Н. Бакатин. – Текст : электронный // Прогрессивная экономика. – 2021. – № 1. – С. 18–30. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-metodov-otsenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-2 (дата обращения: 20.12.2024).
Винокур, И. Р. Методика оценки конкурентоспособности предприятия нефтегазовой отрасли на примере ПАО «ЛУКОЙЛ» / И. Р. Винокур, О. С. Лопурко. – Текст : электронный // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. – 2022. – № 2. – С. 177–190. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-konkurentosposobnosti-predpriyatiya-neftegazovoy-otrasli-na-primere-pao-lukoyl (дата обращения: 14.12.2024).
Формирование конкурентной стратегии малого предприятия: теоретический подход и практическая реализация / О. И. Морозова, А. В. Семенихина, Н. С. Комиссарова, А. О. Андросова. – Текст : электронный // Журнал прикладных исследований. – 2021. – № 2–3. – С. 24–34. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-konkurentnoy-strategii-malogo-predpriyatiya-teoreticheskiy-podhod-i-prakticheskaya-realizatsiya (дата обращения: 17.12.2024).