Затраты времени на передвижение городскими автобусными маршрутами
Ключевые слова:
ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ, БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ, ФАКТОР, АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ, ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ, КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ВЫБОР ПОДВИЖНОГО СОСТАВААннотация
К числу важнейших отраслей жизнеобеспечения города относится пассажирский транспорт, от функционирования которого зависит как работа хозяйственного комплекса, так и качество жизни населения. Вне зависимости от социального статуса, положения большинство жителей предпочитают передвигаться по городу на общественном пассажирском транспорте. Основной целью городского пассажирского транспорта является осуществление перевозок населения между центрами транспортного тяготения, к которым относятся различные развлекательные комплексы, торговые центры, различные предприятия, организации, спортивные и бытовые учреждения и др. В результате роста городов, когда их территориальные размеры превышают зону пешеходной доступности городского центра, остро возникает потребность в городском пассажирском транспорте. Обычно зону пешеходной доступности принимают в пределах 30 минут ходьбы, при этом максимальный радиус составляет 2 км. Развитие современных городов непосредственно сопровождается увеличением их территории, удаление жилых районов от мест приложения труда и конечно же миграцией населения в новые жилые окраины.
Следствие всего этого – увеличение дальности и затрат времени на путь пассажиров от места проживания до работы, рост населения, которое использует общественный транспорт, и увеличение среднего количества поездок на одного жителя в год. С этой целью в работе выделены и детально рассмотрены факторы, оказывающие влияние на затраты времени на передвижение пассажиров в городском общественном автобусном транспорте. Для минимизации затрат времени на передвижение пассажиров предложено уделить внимание такому вопросу, как выбор подвижного состава для работы на городских автобусных маршрутах. Существующий подход по решению данного вопроса имеет свои недостатки. Согласно его на автобусных маршрутах с большой мощностью чаще всего выбирается подвижной состав большой вместимости, что приводит к увеличению интервала движения автобусов на маршруте и соответственно простоя пассажиров на остановках. Получается, что выбранный подвижной состав не оправдывает в полной мере свою производительность. Поэтому дальнейшего рассмотрения требует вопрос усовершенствования методики выбора подвижного состава для работы на маршрутах городского автобусного сообщения. Усовершенствование будет заключаться в выборе двух видов подвижного состава большей и меньшей вместимости на автобусные маршруты с высокой мощностью.
Предложенные в работе мероприятия будут способствовать выделению «узких мест» в организации городских пассажирских перевозок автобусным транспортом общего пользования и повышению уровня качества транспортного обслуживания пассажиров.
Библиографические ссылки
Оптимизация сетей общественного транспорта городов / С. Н. Ткаченко, А. В. Паршков, А. А. Кураксин [и др.]. – Текст : электронный // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 2(69). – С. 59–62. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29045796 .
Мочалин, С. М. Перспективы развития методов оптимизации маршрутных сетей городского пассажирского транспорта / С. М. Мочалин, Ю. А. Колебер. – Текст : электронный // Вестник СибАДИ. – 2019. – Т. 16, № 3(67). – С. 242–255. – URL: https://vestnik.sibadi.org/jour/article/view/879 .
Власов, А. А. Управление насыщенными транспортными потоками в городах : монография / А. А. Власов, Н. А. Орлов. – Пенза : ПГУАС, 2014. – 187 с. – ISBN 978-5-9282-1133-2.
Исследование пассажиропотоков и транспортной подвижности населения в городе Орле / А. Н. Новиков, С. Ю. Радченко,
А. Л. Севостьянов [и др.] // Мир транспорта и технологических машин. – 2011. – № 4(35). – С. 69–77.
Кошимова, М. А. Роль и значение городского пассажирского транспорта в экономике региона / М. А. Кошимова. – Текст : электронный // Вестник КазНУ. Серия экономическая. – 2014. – № 2(102). – URL: https://articlekz.com/article/8795 .
Спирин, И. В. Определение затрат времени пассажиров на поездки в городах / И. В. Спирин // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18, № 3(88). –
С. 28–43.
Пазылидинов, И. А. Исследование и оптимизация городских автобусных перевозок на примере пассажирского автотранспортного предприятия АП-3 г. Екатерингбурга : выпускная квалификационная работа магистра ; пояснительная записка № 230403C2400600 ПЗ /
И. А. Пазылидинов. – Текст : электронный. – URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/60143/1/m_th_i.a.pazylidinov_2018.pdf .
Применение интеллектуальных транспортных систем (ИТС) для повышения эффективности функционирования городского общественного транспорта / А. Н. Новиков, А. Л. Севостьянов, А. А. Катунин, А. В. Кулев // Мир транспорта и технологических машин. – 2013. – № 1(40). –
С. 85–90.
Никаноров, Р. О. Методы повышения рентабельности услуг на предприятиях автомобильного транспорта / Р. О. Никаноров,
Л. А. Иванченко // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. – 2015. – Т. 2, № 11. – С. 587–589.
Остапчук, В. Н. К вопросу о снижении убыточности пассажирских перевозок / В. Н. Остапчук. – Бюллетень научных работ Брянского филиала МИИТ. – 2014. – № 1(5). – С. 38–40.
Селезнева, Н. А. Структура управления пассажирскими перевозками на городских автобусных маршрутах / Н. А. Селезнева, Ю. В. Шеина // Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса 2020 : материалы VI международной научно-практической конференции в рамках 6-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики «Инновационные перспективы Донбасса: инфраструктурное и социально-экономическое развитие», Горловка, 27 мая 2020. – Горловка : АДИ ГОУВПО «ДОННТУ», 2020. – С. 136–141.
Селезнева, Н. А. Эффективное управление пассажирскими перевозками на городских автобусных маршрутах / Н. А. Селезнева, В. А. Тятых // Актуальные вопросы экономики и управления: теоретические и прикладные аспекты : материалы Пятой международной научно-практической конференции, Горловка, 20 марта 2020 г. В 3 частях. Часть 2. – Донецк : ДОННТУ, 2020. – С. 207–213.