Формирование механизма управления конкурентоспособностью услуг пассажирского автомобильного транспорта на основе эффективной тарифной политики

Авторы

  • С. А. Легкий
  • А. Н. Дудников

Ключевые слова:

ТРАНСПОРТНЫЙ ТАРИФ, , ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРСКИЕ, УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ, МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ, МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация

Актуальность изучения проблемы формирования механизма управления конкурентоспособностью услуг пассажирского автомобильного транспорта на основе эффективной тарифной политики обусловлена тем, что наличие на рынке автотранспортных услуг большого количества конкурентов требует от предприятий постоянного мониторинга за действиями этих конкурентов для обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности своих услуг. При этом процесс обеспечения конкурентоспособности услуг предполагает функционирования определенного механизма управления им.

Проведенный анализ последних исследований и публикаций позволил сделать вывод, что в настоящее время ученые так и не имеют единого подхода к сущности и формированию механизма управления конкурентоспособностью предприятий, их товаров и услуг. Ученые рассматривают механизм управления конкурентоспособностью предприятий, их товаров и услуг как совокупность взаимосвязанных организационных, экономических и административно-правовых рычагов и методов, инструментов, мероприятий, средств воздействия на факторы конкурентоспособности или как обеспечивающий функционирование всей системы управления конкурентоспособностью предприятий, являющейся по сущности процессом управления и реализацией его функций. Это обусловлено тем, что в научной литературе встречается два подхода к управлению объектами. Согласно первому подходу управление рассматривается как процесс. Согласно второму подходу управление рассматривается как управленческая деятельность, как отношения субъекта и объекта управления.

На основе анализа существующих подходов к формированию механизма управления конкурентоспособностью предприятий, их товаров и услуг, с использованием процессного подхода и методологии функционального моделирования IDEF0, разработана модель формирования механизма управления конкурентоспособностью услуг пассажирского автомобильного транспорта на основе эффективной тарифной политики, отображающая его состав и структуру.

Использование предлагаемого механизма управления конкурентоспособностью позволит автотранспортным предприятиям не только поддерживать оптимальный уровень конкурентоспособности своих услуг, но и получать желаемую прибыль, обеспечивать положительные экономические результаты, стабильность за счет установления гибких тарифов, учитывающих изменение рыночных условий. Мы предлагаем формировать состав и структуру механизма управления конкурентоспособностью как совокупности процессов установления тарифов и уровня конкурентоспособности собственной услуги. Предложенный механизм управления конкурентоспособностью можно использовать для управления конкурентоспособностью услуг предприятий других видов транспорта с учетом их специфики.

Библиографические ссылки

Гранатуров, В. М. Управление конкурентоспособностью предприятий / В. М. Гранатуров, И. А. Кораблинова. – Одесса : ОНАС, 2016. – 152 с.

Лысова, Е. А. Разработка организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг / Е. А. Лысова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2014. – № 2(192). – С. 88–97.

Арбатская, Е. А. Управление конкурентоспособностью предприятий сферы услуг: понятие и механизм реализации / Е. А. Арбатская. – Текст : электронный // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – Т.6, № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-konkurentosposobnostyu-predpriyatiy-sfery-uslug-ponyatie-i-mehanizm-realizatsii .

Шинкаренко, В. Г. Объект управления конкурентоспособностью автотранспортных услуг / В. Г. Шинкаренко // Економіка транспортного комплексу: збірник наукових праць. – 2014. – Вип. 24. – С. 78–91.

Вакуленко, Ю. В. Системна характеристика управління конкурентоспроможністю підприємства / Ю. В. Вакуленко, А. С. Олійник, О. Є. Гевленко // АГРОСВІТ. – 2018. – № 18. – С. 10–15.

Савельева, Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы / Н. А. Савельева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 382 с. – ISBN 978-5-222-16227-9.

Шинкаренко, В. Г. Маркетинговая деятельность автотранспортного предприятия / В. Г. Шинкаренко. – Харьков : Мадрид, 2013. – 596 с.

Легкий, С. А. Обоснование процесса управления конкурентоспособностью услуг пассажирского автомобильного транспорта на основе эффективной тарифной политики / С. А. Легкий, Е. А. Кропива // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2020. – № 2(33). – С. 139–146.

Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 544 с. – ISBN 978-5-91657-554-5.

РД IDEF0-2000. Методология функционального моделирования IDEF0 : Госстандарт России : издание официальное : введен впервые / разработан Научно-исследовательским Центром CALS. – Москва : Издательство стандартов, 2000. – 75 с.

Шинкаренко, В. Г. Формування тарифів на послуги пасажирського автомобільного транспорту : монографія / В. Г. Шинкаренко, С. А. Легкий. – Харків : Точка, 2015. – 186 с.

Легкий, С. А. Методика установления гибких тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта / С. А. Легкий, Е. А. Кропива // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2019. – № 4(31). – С. 70–79.

Загрузки

Опубликован

02.12.2025

Как цитировать

Легкий, С. А. ., & Дудников, А. Н. . (2025). Формирование механизма управления конкурентоспособностью услуг пассажирского автомобильного транспорта на основе эффективной тарифной политики. «Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Road Institute», (2(37), 80–87. извлечено от https://ojs.donntu.ru/index.php/vestiadi/article/view/711

Выпуск

Раздел

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>