Исследование эффективности двуязычного подхода в преподавании математики для будущих специалистов автомобильно-дорожной отрасли
Ключевые слова:
БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ, АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА, КОГНИТИВНАЯ ГИБКОСТЬ, МОДЕЛЬ BMCM, ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОД, ДВУЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕАннотация
Исследование содержит всестороннее изучение ограничений, присущих традиционному одноязычному подходу к преподаванию математических дисциплин, и разработку инновационного решения этой проблемы.
В ходе работы проведен критический анализ недостатков существующей системы обучения математике, создана концепция специализированной билингвальной образовательной платформы.
Основная цель работы – разработать уникальную математическую модель (BMCM) для оценки эффективности методики с экспериментальной проверкой предложенного подхода среди студентов автомобильно-дорожных специальностей, что позволит получить объективные данные о преимуществах билингвального
обучения, а также преодолеть языковые барьеры в техническом образовании и сформировать новый стандарт подготовки специалистов, сочетающего глубокое математическое образование с развитием профессиональной языковой компетенции.
Научная новизна исследования заключается в принципиально новом подходе к организации образовательного процесса. Впервые предлагается комплексное решение, объединяющее специализированную платформу для билингвального обучения с математической моделью оценки ее эффективности. Созданный инструментарий позволяет не только внедрять двуязычную методику преподавания, но и объективно измерять ее
результативность благодаря разработанной системе метрик. Особую ценность представляет проведенный педагогический эксперимент, который обеспечивает эмпирическое подтверждение теоретических положений работы и демонстрирует практическую применимость предложенной модели в реальном учебном процессе.
Библиографические ссылки
Волгина, М. Ю. Перевод терминов как ключевых единиц специального текста / М. Ю. Волгина // Перспективы Науки и Образования. – 2013. – № 6. – С. 170–174.
Ковригина, А. И. Перспективы использования методики предметно-языкового интегрированного обучения в программах бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика» / А. И. Ковригина, И. Н. Горячева. – Текст : электронный // Вестник Финансового университета. Гуманитарные науки. – 2022 – 12(6) – С. 113–121. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovaniya-metodiki-predmetno-yazykovogo-integrirovannogo-obucheniya-v-programmah-bakalavriata-po-napravleniyu/viewer (дата обращения: 10.06.2025).
Coyle, D. CLIL: Content and Language Integrated Learning / D. Coyle, P. Hood, D. Marsh. – Cambridge : Cambridge University Press, 2010. – 241 р. – ISBN 978-0-521-11298-7.
Солсо, Р. Л. Когнитивная психология : пер. с англ. / Р. Л. Солсо. – 6-е изд. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 589 с. – ISBN 5-94723-182-4.
Mathematics Education and Language Diversity. The 21st ICMI Study / Editors : R. Barwell, Ph. Clarkson, A. Halai, M. Kazima [et al.]. – Springer, 2021. – 321 p. – ISBN 978-3-319-14510-5.
Устаджалилова, Х. А. Особенности изучения определений, происхождения математических терминов, правописание и произношение их на английском языке / Х. А. Устаджалилова, Э. Н. Райхонова. – Текст :
электронный // Актуальные научные исследования в современном мире – 2018. – № 5–6(37). – С. 90–93. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35120492 (дата обращения: 10.06.2025).
Methodology of application of case technology in the process of teaching mathematics / R. Abdualiyeva, S. Seitova, R. Tasbolatova, L. Smagulova // Cypriot Journal of Educational Sciences. – 2022. – Vol. 17. – № 9. – Р. 3545–3555.
Есенбаева, Г. А. Об особенностях преподавания математики на английском языке / Г. А. Есенбаева,
У. И. Копжасарова, Н. В. Дениварова // Вестник Карагандинского университета. Серия «Педагогика». – 2014. – № 3(75) – С. 52–58.
Лурье, М. Л. Двуязычное преподавание математики как диалог культур / М. Л. Лурье // Сибирский
педагогический журнал. – 2005. – № 1. – С. 123–130.
Kersaint, J. Teaching Mathematics to English Language Learners / J. Kersaint, D. Thompson, M. Petkova. – Routledge, 2008. – P. 16–18.
Салехова, Л. Л. Дидактическая модель билингвального обучения математике в высшей педагогической школе : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования», специальность 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (математика)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ляйла Леонардовна Салехова ; Татарский государственный
гуманитарно-педагогический университет. – Казань, 2008. – 44 с.
Борозенец, Г. К. Формирование иноязычной профессиональной компетентности студентов неязыковых вузов на основе полевого подхода / Г. К. Борозенец // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». – 2004. – № 2. – С. 97–110.
Перевезенцева, Ю. С. Бинарная терминология математики: структурно-семантический анализ / Ю. С. Перевезенцева, С. А. Атрощенко // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 5(48). – С. 122–124.
Handbook of approximation algorithms and metaheuristics / Edited By T. F. Gonzalez. – 1-st еd. – New York : Chapman & Hall/CRC, 2007. – 1432 р. – ISBN 9780429143793.