Rolling Stock Selection Methodology for Urban Bus Routes, Taking into Account Economic and Technical Factors
Keywords:
URBAN BUS ROUTE, ROLLING STOCK SELECTION METHODOLOGY, ECONOMIC FACTOR, TECHNICAL FACTOR, COMPETITIVENESS, PASSENGER SERVICE QUALITYAbstract
The relevance of studying the methodology development for selecting rolling stock for urban bus routes, taking into account economic and technical factors, is due to the fact that passenger bus transport is an essential element of the urban transport system, part of the infrastructure providing the bulk of the population transportation. In some regions of the country, bus transport is the only possible mode of transport. But at the same time, despite the great importance of bus transport, there are serious problems in the organization of its work. In particular, one of the most important problems is the problem of choosing the capacity of rolling stock that corresponds to the passenger traffic capacity and ensures the transportation of passengers at the lowest possible cost of time and money, with the highest possible quality of service and safety.
The analysis of existing methods for choosing the brand and model of rolling stock for urban bus routes has shown that most of them take into account either the quality of passenger transport services or economic factors when choosing. Combined techniques, taking into account several factors when selecting rolling stock, use a rather narrow range of them, which requires scientific justification for its expansion. In addition, the existing techniques are focused on the selection of rolling stock from the brands and models of buses available to the motor transport company and used on existing routes, which makes it difficult to apply them when planning the organization of transportation on new routes.
Based on the analysis of existing techniques for selecting the brand and model of rolling stock for urban bus routes, identifying their advantages and disadvantages, the methodology for selecting rolling stock for these routes are improved. The novelty of the proposed methodology lies in taking into account, when choosing a rolling stock, the cost of transporting one passenger, as well as the group indicator of the competitiveness of buses according to regulatory and technical parameters. In addition, the methodology allows to ensure the maximum level of quality of passenger transport services, taking into account the optimal interval of their movement when choosing the capacity of buses.
The use of the proposed methodology for choosing the brand and model of rolling stock for urban bus routes will allow enterprises of passenger motor transport to provide urban routes with rational rolling stock, which significantly
reduces the cost of transportation and increases the level of profit. In addition, by providing rolling stock with a capacity corresponding to the capacity of passenger traffic and ensuring an optimal interval of movement, the quality of passenger transport services and the level of competitiveness of the services provided are significantly improved. The developed methodology can be used to select the rational rolling stock of other types of transport.
References
Новоселов, Д. М. Определение оптимального количества и вместимости подвижного состава на городском маршруте : специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Новоселов Дмитрий Михайлович ; Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень, 2009. – 125 с. – Место защиты : Тюменский государственный нефтегазовый университет.
Бойко, Г. В. Методика оптимизации структуры транспорта для обслуживания городских пассажирских перевозок : специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бойко Григорий Владимирович ; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2006. – 162 с.
Жуков, А. И. Проектирование структуры парка пассажирского транспорта / А. И. Жуков, А. И. Рощин. – Москва : МАДИ, 2017. – 76 с.
Герами, В. Д. Организация и управление городскими пассажирскими автомобильными перевозками / В. Д. Герами, Г. В. Дукаревич ; Моск. гос. автомоб.-дор. ин-т (техн. ун-т). – Москва : МАДИ, 1994. – 142 с.
Корчагин, В. А. Выбор рационального типа автобуса : монография / В. А. Корчагин, А. В. Гринченко. – Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2014. – 85 с. – ISBN 978-5-88247-636-5.
Легкий, С. А. Усовершенствование методики выбора рационального подвижного состава для городских автобусных перевозок / С. А. Легкий, Л. А. Пихтерева // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2018. – № 3(26). – С. 32–43.
Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом : Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1586. – Текст : электронный // Гарант-ру : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/74714924/?ysclid=m3fzbx31l0596931563 #friends.
Пассажирские автомобильные перевозки / Л. Л. Афанасьев, А. И. Воркут, А. Б. Дьяков [и др.] ; под редакцией Н. Б. Островского. – Москва : Транспорт, 1986. – 220 с.
Большаков, А. М. Повышение качества обслуживания пассажиров и эффективности работы автобусов / А. М. Большаков, Е. А. Кравченко, С. Л. Черникова. – Москва : Транспорт, 1981. – 206 с.
Донецкая Народная Республика. Законы. Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта : приказ Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 6 августа 2021 г. № 441. – Текст : электронный // Министерство транспорта Донецкой Народной Республики : [официальный сайт]. – URL: http://donmintrans.ru/d/1/prikaz/2021/prikaz441.pdf.
Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020–2022 годы. – Текст : электронный // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [официальный сайт]. – URL: https://mintrud.gov.ru/docs/agreements/1312.
Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей : нормативный документ : издание официальное / Министерство транспорта Российской Федерации ; Департамент автомобильного транспорта ; Центроргтрудавтотранс. – Москва : Центроргтрудавтотранс, 1996. – 31 с.
Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств : постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г.
№ 290. – Текст : электронный // Гарант-ру : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/12122634/?ysclid=m3fztpevre 329919013.
Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» : Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 239-ФЗ : [принят Государственной Думой 5 июля 2022 года : одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года]. – Текст : электронный // Нормативные акты для бухгалтера : [сайт]. – URL: https://na.buhgalteria.ru/document/n201576.
Российская Федерация. Законы. О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» : Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. – Текст : электронный // КонтурНорматив : [сайт]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=426322.
РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств : Министерство транспорта Российской Федерации, Департамент автомобильного транспорта ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» : утверждено Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. ; срок действия до 01.01.2007 г. (Установлен Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 05.01.2004 г. № АК-1-Р). – Текст : электронный // Охрана труда в России : [сайт]. – URL: https://ohranatruda.ru/upload/iblock/1df/4293845952.pdf.
РД-3112199-1089-02. Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков : утверждено Министерством транспорта Российской Федерации 28.09.2002 г. – Текст : электронный // Гарант-ру : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/197712/.
О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 (ред. от 18.11.2022 г.). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34710/1e41717903a74912327e10eb80547bd73a1f7378/.
ГОСТ 27815-88 (Правила ЕЭК ООН № 36). Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции : государственный стандарт Союза ССР : издание официальное : утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.08.88 г. № 3086. – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-27815-88.
Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 437 с. – ISBN 978-5-9916-2765-8.