Методика выбора подвижного состава для городских автобусных маршрутов с учетом экономических и технических факторов
Ключевые слова:
ГОРОДСКОЙ АВТОБУСНЫЙ МАРШРУТ, МЕТОДИКА ВЫБОРА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР, ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКТОР, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВАннотация
Актуальность проблемы разработки методики выбора подвижного состава для городских автобусных маршрутов с учетом экономических и технических факторов обусловлена тем, что пассажирский автобусный транспорт является важнейшим элементом транспортной системы городов, частью их инфраструктуры, обеспечивающей основной объем перевозок населения. В отдельных регионах страны автобусный транспорт является единственно возможным видом транспорта. Но при этом, невзирая на огромное значение автобусного транспорта, имеются серьезные проблемы в организации его работы. В частности, одной из важнейших проблем является проблема выбора вместимости подвижного состава, соответствующего мощности пассажиропотока и обеспечивающего перевозку пассажиров при минимально возможных затратах времени и денежных средств, с максимально возможным качеством обслуживания и безопасностью.
Анализ существующих методик выбора марки и модели подвижного состава для городских автобусных маршрутов показал, что они большинство из них учитывает при выборе либо качество транспортного обслуживания пассажиров, либо экономические факторы. Комбинированные методики, учитывающие при выборе
подвижного состава несколько факторов, используют довольно узкий их состав, что требует научного обоснования его расширения. Кроме этого, существующие методики ориентированы на выбор подвижного состава из марок и моделей автобусов, имеющихся в распоряжении автотранспортного предприятия и используемых на действующих маршрутах, что затрудняет их применение при планировании организации перевозок на новых маршрутах.
На основании проведенного анализа существующих методик выбора марки и модели подвижного
состава для городских автобусных маршрутов, выявления их преимуществ и недостатков, была усовершенствована методика выбора подвижного состава для этих маршрутов. Новизна предлагаемой методики заключается в учете при выборе подвижного состава себестоимости перевозки 1 пассажира, а также группового показателя конкурентоспособности автобусов по нормативно-техническим параметрам. Кроме этого, методика позволяет обеспечить максимальный уровень качества транспортного обслуживания пассажиров, учитывая при выборе вместимости автобусов оптимальный интервал их движения.
Использование предлагаемой методики выбора марки и модели подвижного состава для городских
автобусных маршрутов позволит предприятиям пассажирского автомобильного транспорта обеспечивать
городские маршруты рациональным подвижным составом, позволяющим значительно снизить затраты на осуществления перевозок и повысить уровень получаемой прибыли. Кроме этого, предоставляя подвижной состав с вместимостью, соответствующей мощности пассажиропотока и обеспечивающей оптимальный интервал движения, значительно повышается качество транспортного обслуживания пассажиров и уровень конкурентоспособности оказываемых услуг. Разработанная методика может быть использована для выбора рационального подвижного состава других видов транспорта.
Библиографические ссылки
Новоселов, Д. М. Определение оптимального количества и вместимости подвижного состава на городском маршруте : специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Новоселов Дмитрий Михайлович ; Тюменский государственный нефтегазовый университет. – Тюмень, 2009. – 125 с. – Место защиты : Тюменский государственный нефтегазовый университет.
Бойко, Г. В. Методика оптимизации структуры транспорта для обслуживания городских пассажирских перевозок : специальность 05.22.10 «Эксплуатация автомобильного транспорта» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Бойко Григорий Владимирович ; Волгоградский государственный технический университет. – Волгоград : Волгоградский государственный технический университет, 2006. – 162 с.
Жуков, А. И. Проектирование структуры парка пассажирского транспорта / А. И. Жуков, А. И. Рощин. – Москва : МАДИ, 2017. – 76 с.
Герами, В. Д. Организация и управление городскими пассажирскими автомобильными перевозками / В. Д. Герами, Г. В. Дукаревич ; Моск. гос. автомоб.-дор. ин-т (техн. ун-т). – Москва : МАДИ, 1994. – 142 с.
Корчагин, В. А. Выбор рационального типа автобуса : монография / В. А. Корчагин, А. В. Гринченко. – Липецк : Липецкий государственный технический университет, 2014. – 85 с. – ISBN 978-5-88247-636-5.
Легкий, С. А. Усовершенствование методики выбора рационального подвижного состава для городских автобусных перевозок / С. А. Легкий, Л. А. Пихтерева // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2018. – № 3(26). – С. 32–43.
Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом : Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. № 1586. – Текст : электронный // Гарант-ру : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/74714924/?ysclid=m3fzbx31l0596931563 #friends.
Пассажирские автомобильные перевозки / Л. Л. Афанасьев, А. И. Воркут, А. Б. Дьяков [и др.] ; под редакцией Н. Б. Островского. – Москва : Транспорт, 1986. – 220 с.
Большаков, А. М. Повышение качества обслуживания пассажиров и эффективности работы автобусов / А. М. Большаков, Е. А. Кравченко, С. Л. Черникова. – Москва : Транспорт, 1981. – 206 с.
Донецкая Народная Республика. Законы. Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги пассажирского автомобильного транспорта : приказ Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 6 августа 2021 г. № 441. – Текст : электронный // Министерство транспорта Донецкой Народной Республики : [официальный сайт]. – URL: http://donmintrans.ru/d/1/prikaz/2021/prikaz441.pdf.
Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020–2022 годы. – Текст : электронный // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации : [официальный сайт]. – URL: https://mintrud.gov.ru/docs/agreements/1312.
Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей : нормативный документ : издание официальное / Министерство транспорта Российской Федерации ; Департамент автомобильного транспорта ; Центроргтрудавтотранс. – Москва : Центроргтрудавтотранс, 1996. – 31 с.
Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств : постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2001 г.
№ 290. – Текст : электронный // Гарант-ру : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/12122634/?ysclid=m3fztpevre 329919013.
Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» : Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 239-ФЗ : [принят Государственной Думой 5 июля 2022 года : одобрен Советом Федерации 8 июля 2022 года]. – Текст : электронный // Нормативные акты для бухгалтера : [сайт]. – URL: https://na.buhgalteria.ru/document/n201576.
Российская Федерация. Законы. О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» : Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р. – Текст : электронный // КонтурНорматив : [сайт]. – URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=426322.
РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств : Министерство транспорта Российской Федерации, Департамент автомобильного транспорта ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» : утверждено Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. ; срок действия до 01.01.2007 г. (Установлен Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 05.01.2004 г. № АК-1-Р). – Текст : электронный // Охрана труда в России : [сайт]. – URL: https://ohranatruda.ru/upload/iblock/1df/4293845952.pdf.
РД-3112199-1089-02. Нормы сроков службы стартерных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей автотранспортных средств и автопогрузчиков : утверждено Министерством транспорта Российской Федерации 28.09.2002 г. – Текст : электронный // Гарант-ру : [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/197712/.
О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы : утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 (ред. от 18.11.2022 г.). – Текст : электронный // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34710/1e41717903a74912327e10eb80547bd73a1f7378/.
ГОСТ 27815-88 (Правила ЕЭК ООН № 36). Автобусы. Общие требования к безопасности конструкции : государственный стандарт Союза ССР : издание официальное : утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 31.08.88 г. № 3086. – Текст : электронный // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: http://docs.cntd.ru/document/gost-27815-88.
Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг / И. М. Лифиц. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Юрайт, 2014. – 437 с. – ISBN 978-5-9916-2765-8.