Формирование тарифной стратегии на предприятиях грузового автомобильного транспорта
Ключевые слова:
ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ:, СТРАТЕГИЯ ТАРИФНАЯ, ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ, ТИП РЫНКА, КОНКУРЕНЦИЯ, УРОВЕНЬ ТАРИФААннотация
Актуальность изучения проблемы формирования тарифной стратегии на предприятиях грузового автомобильного транспорта обусловлена тем, что в условиях жесткой конкурентной борьбы, обусловленной наличием на рынке большого количества малых транспортных предприятий, принятие долгосрочных (стратегических) решений по определению уровня и динамики изменения тарифов на перевозку грузов зависит от разработки и применения эффективной тарифной стратегии.
Анализ существующих подходов к разработке ценовой стратегии предприятий и организаций автомобильного транспорта, промышленности, торговли позволил сделать вывод, что одни ученые отождествляют ценовую стратегию с процессом ценообразования или отдельным ее этапом; другие ученые считают ценовую стратегию составляющей маркетинговой стратегии; третья группа ученых утверждает, что ценовая стратегия является составляющей стратегии маркетинга. Однако все ученые едины в своем мнении, что ценовая стратегия является составной частью процесса ценообразования. Кроме этого, учитывая, что цена является важнейшим инструментом комплекса маркетинга, ценовая стратегия должна разрабатываться на основе целей и задач маркетинговой стратегии или стратегии маркетинга предприятия.
На основании результатов анализа существующих подходов к разработке ценовой стратегии предприятий и организаций автомобильного транспорта, промышленности, торговли, определения их преимуществ и недостатков, разработан процесс формирования тарифной стратегии на предприятиях грузового автомобильного транспорта, который в отличие от существующих, интегрирует в процесс тарифообразования процесс выбора стратегии маркетинга и предполагает его разработку в соответствии с этой стратегией, а также более правильно учитывает при оценке эффективности тарифной стратегии и выборе стратегии маркетинга результаты маркетинговых исследований.
Использование предлагаемого процесса формирования тарифной стратегии на предприятиях грузового автомобильного транспорта дает возможность рассчитывать долгосрочные экономически обоснованные тарифы на перевозку грузов, учитывающие основные рыночные факторы. Использование таких тарифов позволит предприятиям повысить уровень своей конкурентоспособности, улучшить свои финансовые результаты, увеличить объемы перевозок за счет привлечения дополнительных клиентов. Предложенный процесс формирования тарифной стратегии можно использовать для формирования тарифной стратегии других видов грузового транспорта с учетом существующей специфики действующих в их отрасли норм расходов материальных и энергетических ресурсов, обязательных платежей в бюджет.
Библиографические ссылки
Длігач, А. О. Маркетингова цінова політика: світовий досвід, вітчизняна практика / А. О. Длігач. – Київ : Професіонал, 2006. – 304 с.
Беседина, В. Н. Ценообразование / В. Н. Беседина, Е. Е. Волкова. – Москва : Экономистъ, 2006. – 141 с.
Баздникин, А. С. Цены и ценообразование / А. С. Баздникин. – Москва : Юрайт-Издат, 2008. – 332 с. – ISBN 978-5-94879-855-4.
Балабанова, Л. В. Цінова політика торговельного підприємства в умовах маркетингової орієнтації : монографія / Л. В. Балабанова,
О. В. Сардак. – Донецьк : ДонДУЕТ ім. М. Туган-Барановського, 2003. – 149 с.
Васюхин, О. В. Основы ценообразования / О. В. Васюхин. – Санкт-Петербург : СПбГУ ИТМО, 2010. – 110 с.
Липсиц, И. В. Ценообразование / И. В. Липсиц. – Москва : Юрайт, 2011. – 399 с. – ISBN 978-5-9916-0815-2.
Маренков, Н. Л. Ценообразование / Н. Л. Маренков ; под науч. ред. В. Н. Чапека. – Москва : Нац. ин-т бизнеса ; Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 283 с. – ISBN 5-222-06009-8.
Наумов, В. В. Ценообразование / В. В. Наумов. – Москва : МИЭМП, 2010. – 190 с.
Корінєв, В. Л. Маркетингова цінова політика / В. Л. Корінєв, М. Х. Корецький, О. І. Дацій. – Київ : Центр учбової літератури, 2007. – 200 с.
Павленко, А. Ф. Маркетингова політика ціноутворення : монографія / А. Ф. Павленко, В. Л. Корінєв. – Київ : КНЕУ, 2004. – 332 с.
Корінєв, В. Л. Цінова політика підприємства : монографія / В. Л. Корінєв. – Київ : КНЕУ, 2001. – 257 с.
Верхоглядова, Н. І. Основи ціноутворення / Н. І. Верхоглядова, С. Б. Ільіна, Н. А. Іваннікова [та ін.]. – Київ : Кондор, 2007. – 252 с. – ISBN 966-351-082-Х.
Легкий, С. А. Формування цінової стратегії на пасажирських автотранспортних підприємствах / С. А. Легкий // Економіка транспортного комплексу. – 2014. – Вип. 23. – С. 124–134.
Легкий, С. А. Разработка тарифной стратегии в сфере услуг пассажирского автобусного транспорта / С. А. Легкий // Менеджер. – 2018. – № 3(85). – С. 35–42.
Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь : монография / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – Кострома : ИНФРА-М, 2008. – 512 с. – ISBN 978-5-16-003390-7.
Гусаков, В. Г. Аграрная экономика: термины и понятия : энциклопедический справочник / В. Г. Гусаков, Е. И. Дереза ; Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси ; Центр аграрной экономики. – Минск : Белорусская наука, 2008. – 576 с. – ISBN 978-985-08-0894-3.
Легкий, С. А. Методический подход к расчету тарифов на грузовые автомобильные перевозки / С. А. Легкий // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2022. – № 1(40). – С. 64–75.