Экспериментальные исследования значений пропускной способности полос перегонов городских улиц
Ключевые слова:
ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДОРОГИ, ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ ДОРОГИ, ПЕРЕГОН ДОРОГИ, МЕТОДИКА РАСЧЕТА, ЭКСПЕРИМЕНТАннотация
Интенсивное маневрирование транспортных средств при выполнении поворотов направо, налево, остановки у края проезжей части приводят к созданию индивидуальных условий движения по соответствующим первой и второй полосам перегона улицы. Очереди транспортных средств, как подвижные, так и неподвижные, приводят к снижению пропускной способности полос и улицы, к формированию ударных волн в транспортном потоке и образованию заторов.
В связи с этим необходимо совершенствовать существующую методику назначения пропускной способности полос движения городских улиц до уровня расчетной методики, учитывающей индивидуальные особенности маневрирования транспортных средств в пределах конкретного перегона улицы. Усовершенствование данной методики было выполнено в предыдущей работе, что потребовало проведения экспериментальных исследований значений пропускной способности полос перегонов городских улиц.
Приведены результаты экспериментальных исследований и расчеты значений пропускных способностей десяти перегонов четырехполосных улиц на улично-дорожной сети города Донецка.
Построены диаграммы значений пропускных способностей первой и второй полос движения на перегонах городских улиц, а также значений пропускных способностей перегонов в целом. Значения расчетных пропускных способностей были сравнены со значениями максимальных суммарных интенсивностей на перегонах, замеры которых проводились в одно и тоже время в течение суток для каждого перегона.
Проверка разработанных расчетных формул пропускной способности перегонов с двухполосным движением в одном направлении была осуществлена с применением линейного корреляционного анализа. Адекватность теоретических расчетов доказана.
Сформулирована методика расчета пропускной способности первой и второй полос движения, а также перегона двухполосной улицы в одном направлении.
Библиографические ссылки
Дудникова, Н. Н. Разработка методик расчета пропускных способностей первой и второй полос перегона городской улицы / Н. Н. Дудникова, В. И. Кондрашева // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2024. – № 1(48). – С. 48–59.
Дудникова, Н. Н. Расчет пропускной способности перегона в две полосы в одном направлении городских улиц / Н. Н. Дудникова, В. И. Кондрашева // Научно-технические аспекты развития автотранспортного комплекса : материалы Х Международной научно-практической конференции, в рамках 10-го Международного научного форума Донецкой Народной Республики, Горловка, 31 мая 2024 г. – Горловка : АДИ ДонНТУ. – С. 315–319.
Лобанов, Е. М. Транспортная планировка городов / Е. М. Лобанов. – Москва : Транспорт, 1990. – 240 с. – ISBN 5-277-00375-4.
Бабков, В. Ф. Дорожные условия и безопасность движения / В. Ф. Бабков. – Москва : Транспорт, 1993. – 271 с. – ISBN 5-277-01402-0.
Кременец, Ю. А. Технические средства организации дорожного движения / Ю. А. Кременец, М. П. Печерский, М. Б. Афанасьев. – Москва : Академкнига, 2005. – 279 c. – ISBN 5-94628-111-9.
Организация дорожного движения : учебное пособие / В. А. Гавриков, С. А. Анохин, А. А. Гуськов,
Н. Ю. Залукаева. – Тамбов : Тамбовский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020. – 144 c. –ISBN 978-5-8265-2259-2.
Ярков, С. А. Повышение эффективности организации дорожного движения в городах : монография / С. А. Ярков, В. В. Морозов. – Тюмень : Тюменский индустриальный университет, 2020. – 161 c. – ISBN 978-5-9961-2291-2.
Факторный анализ преступности. Корреляционный и регрессионный методы : монография / С. М. Иншаков, Л. Н. Богданова, А. Д. Виноградова [и др.] ; под редакцией С. М. Иншакова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2023. – 127 c. – ISBN 978-5-238-02282-6.
Кисляков, В. М. Математическое моделирование и оценка условий движения автомобилей и пешеходов / В. М. Кисляков, В. В. Филиппов, И. А. Школяренко. – Москва : Транспорт, 1979. – 199 c.