Формирование тарифной стратегии услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси
Ключевые слова:
СТРАТЕГИЯ ТАРИФНАЯ, ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ, АВТОМОБИЛЬ-ТАКСИ, ТАРИФНАЯ ТАКТИКА, КОНКУРЕНЦИЯ, ТИП РЫНКА, КАЧЕСТВО УСЛУГАннотация
Актуальность проблемы формирования тарифной стратегии услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси обусловлена тем, что с момента перехода к рыночным отношениям произошли серьезные изменения на рынке транспортных услуг. Эти изменения заключаются в сокращении количества крупных автотранспортных предприятий и появлении большого количества мелких, и, как следствие, усилении конкуренции. Такие условия порождают проблему принятия руководством предприятий автомобильного транспорта стратегических решений по установлению величины и динамики изменения тарифов на перевозку пассажиров.
Анализ существующих подходов к разработке тарифной стратегии предприятий позволил сделать вывод, что в настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению относительно состава, последовательности и содержания этапов формирования тарифной стратегии как элемента стратегии маркетинга. Одни ученые предлагают процессы ее формирования с нелогичной последовательностью ее этапов и с отсутствием наглядности. Другие предлагают более совершенные процессы формирования с представлением их наглядности, но с некоторой нелогичностью последовательности ее этапов.
На основании результатов анализа существующих подходов к разработке ценовой стратегии предприятий разработан процесс формирования тарифной стратегии услуг по перевозке пассажиров автомобилями-такси, который, в отличие от существующих, интегрирует в процесс формирования тарифной стратегии процесс разработки и выбора тарифной тактики как элемента, позволяющего поддержать определенный уровень сбыта до момента внедрения новой, более эффективной тарифной стратегии.
Использование предлагаемого процесса формирования тарифной стратегии на предприятиях пассажирского таксомоторного автомобильного транспорта дает возможность рассчитывать на перспективу экономически обоснованные тарифы, позволяющие учитывать все основные рыночные факторы. Использование этих тарифов позволит предприятиям повысить уровень своей конкурентоспособности, получить желаемую прибыльность. Предложенный процесс формирования тарифной стратегии можно использовать для формирования тарифной стратегии других видов пассажирского транспорта с учетом существующей в их отрасли специфики действующих норм расходов материальных и энергетических ресурсов, обязательных платежей в бюджет.
Библиографические ссылки
Шинкаренко, В. Г. Маркетинговая деятельность автотранспортного предприятия / В. Г. Шинкаренко. – Харьков : Мадрид, 2013. – 596 с.
Васюхин, О. В. Основы ценообразования / О. В. Васюхин. – Санкт-Петербург : СПбГУ ИТМО, 2010. – 110 с.
Легкий, С. А. Разработка тарифной стратегии в сфере услуг пассажирского автобусного транспорта /
С. А. Легкий // Менеджер. – 2018. – № 3(85). – С. 35–42.
Гусаков, В. Г. Аграрная экономика: термины и понятия : энциклопедический справочник / В. Г. Гусаков,
Е. И. Дереза ; Национальная академия наук Беларуси, Институт экономики НАН Беларуси ; Центр аграрной экономики. – Минск : Белорусская наука, 2008. – 576 с. – ISBN 978-985-08-0894-3.
Легкий, С. А. Методический подход к расчету тарифов на перевозки пассажиров автомобилями-такси /
С. А. Легкий // Вести Автомобильно-дорожного института = Bulletin of the Automobile and Highway Institute. – 2023. – № 3(46). – С. 41–53.
Российская Федерация. Законы. О введении в действие Методических рекомендаций по расчету экономически обоснованной стоимости перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования : Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № НА-37-р. – Текст : электронный // Министерство транспорта Российской Федерации : [сайт]. – URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/5761 (дата обращения: 04.09.2024).
Данченок, Л. А. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика / Л. А. Данченок, А. Г. Иванова. – Москва : Эксмо, 2006. – 464 с. – ISBN 5-699-16026-4.
Горина, Г. А. Ценообразование / Г. А. Горина. – Москва : Юнити-Дана, 2010. – 127 с. – ISBN 978-5-238-01707-5.